Статьи
Гала-показ Форума бизнеса моды-17 пройдет 30 ноября в Новосибирске XXI Международная выставка моды Central Asia Fashion пройдет 11-13 марта 2018 года Рейтинг@Mail.ru
6-8 декабря 2017 года состоятся предзаказы детской и подростковой одежды и обуви Kid & Junior Fashion

«Серый» рост

24.10.2012

Статья «Серый» рост», опубликованная 23 октября 2012 года в интернет-издании «Эксперт Online», была написана Анной Королевой, шеф-редактором ленты новостей ИА «РИА Мода».

К 2015 году мировой рынок контрафакта может вырасти до 1,5 трлн долларов

По мнению директора бизнес-ассоциации по борьбе с контрафактом и пиратством (BASCAP) Международной торговой палаты Джеффри Харди, которое он высказал в ходе международного форума «Антиконтрафакт» в Москве, мировой рынок контрафакта к 2015 году может вырасти до 1,5 трлн долларов. Прогнозируемая цифра, по словам Харди, практически вдвое больше, чем оценивается на сегодняшний день, — примерно 860 млрд долларов. «Мы построили прогноз на 2015 год, основываясь на росте торговли, расширении покупательской базы и интернета, и подсчитали, что к 2015 году объем рынка пиратства и контрафакта может достигнуть 1,5 трлн долларов», — отметил Харди.

Премьер Дмитрий Медведев заявил на форуме, что бороться с контрафактными продажами можно только «мирным» путем, а не карательными мерами.  Фото: ИТАР - ТАСС

Премьер Дмитрий Медведев заявил на форуме,

что бороться с контрафактными продажами

можно только «мирным» путем,

а не карательными мерами.

Фото: ИТАР - ТАСС

Данная оценка не кажется фантастической, объемы контрафакта будут увеличиваться в силу сразу нескольких факторов, объясняет эксперт «БКС Экспресс» Богдан Зыков. Главный фактор — бурный рост потребления в развивающихся странах, таких как Китай, Индия, Россия и др. Еще один фактор — развитие интернет-торговли, способствующей распространению поддельных товаров. Единственной адекватной мерой, способной сдержать (но не прекратить) эту тенденцию, является ужесточение ответственности за производство и торговлю контрафактом. Также немаловажно развитие более тесного международного сотрудничества.

Оценка Джеффри Харди вполне реальна, соглашается адвокат компании «Налоговик» Сергей Литвиненко. Борьба с контрафактом обречена и не будет приносить заметных успехов. У правоохранительных органов нет цели победить это явление — есть цель выявить некое количество преступлений, которое незначительно превышает показатели прошедших лет. При этом наказание за реализацию контрафакта, в частности в России, недостаточно суровое. Незаконное использование товарного знака карается двумя годами лишения свободы. Такой срок предпринимателям обычно дают условно.

Проблема действительно крайне актуальна для России. По данным Федеральной таможенной службы России, за январь—сентябрь 2012 года выявила около 10 млн единиц контрафактной продукции, что позволило предотвратить ущерб для правообладателей на сумму около 1,4 млрд рублей. Как отметил начальник управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС Петр Баклаков на пресс-конференции в рамках форума «Антиконтрафакт-2012», «эти цифры в два раза больше, чем в 2011 году». По словам чиновника, чаще всего таможенники сталкиваются с контрафактной одеждой, в том числе спортивным обмундированием. «В принципе мы можем говорить об очень широкой номенклатуре товаров, которая приносит огромнейший ущерб как для государства, так и для физического лица, которое использует данную продукцию в своей повседневной жизни», — добавил он.

С правовой точки зрения мировое сообщество уже выработало достаточно эффективные меры защиты авторских прав, указывает начальник юридического отдела АКБ «Ланта-банк». Мария Крючкова. Но, к сожалению, пока их точное соблюдение ставит предпринимателей и граждан в экономически невыгодные условия, подразумевая большие лицензионные платежи. Кроме того, сам процесс оформления товара, например в России, запутанный и бюрократический, не гарантирующий в конечном счете отсутствие претензий со стороны владельца авторских прав. Гораздо проще попытаться обойти требования закона, при том что продукция становится дешевле в разы.

На контрафактном товаре не указано его незаконное происхождение, отмечает главный редактор ИА «РИА Мода» Валентина Кузнецова. К сожалению, зачастую покупатель обнаруживает изъяны приобретенного контрафактного товара в процессе эксплуатации. «Выражаю надежду, — говорит эксперт, — что объемы контрафакта будут уменьшаться, потому что борьба с этим явлением приобретает системный характер: усилия соответствующих органов становятся все энергичнее, технические возможности по отслеживанию такой продукции совершенствуются, отрицательное общественное мнение об этом явлении уже сформировано».

И надо понимать, что в мировом масштабе оценить объем рынка контрафакта вряд ли получится, говорит старший аналитик ИФК «Солид» Ахметов Артур. Но есть его потребители и производители. К производителям подделок потребительского сектора, поступающего в РФ, можно отнести страны Юго-Восточной Азии: Китай, Сингапур, Индию. Можно выделить также Болгарию, Турцию, Польшу и Украину. РФ занята в производстве подделок на их фоне незначительно, однако ситуация в корне меняется, если рассматривать рынок контрафактного алкоголя: по версии Росалкогольрегулирования, доля подделки в России составляет 23%, а Росстат оценивает его на порядок выше — 37%.

Между тем, по данным МВД, наибольшая доля контрафакта в РФ наблюдается как раз в потребительском секторе: от 37 до 40% приходится на подделки только брендовых аксессуаров и одежды (по данным Fashion Consulting Group). По оценке Высшей школы экономики, за 2010 год ежегодный объем рынка контрафакта в России составил около 900 млрд рублей (или 6% от оборота розничной торговли), а вся доля подделок достигла 24%. На данный момент доля контрафакта продолжает удерживаться на позиции 20% — во всяком случае, именно этот процент был оглашен на первом международном форуме в Москве «Антиконтрафакт-2012».

Премьер Дмитрий Медведев заявил на форуме, что бороться с контрафактными продажами можно только «мирным» путем, а не карательными мерами. По его мнению, граждане сами должны понять, что содержат нарушителей закона. Артур Ахметов согласен с этим мнением, добавляя, однако, что это проблема всеобщая: и реального производителя, и владельца прав, считает эксперт, так как он теряет своего же покупателя и конечную прибыль, а государство — часть налогов. Сами бренды тоже могут себя защищать, к примеру Louis Vuitton ежегодно тратит до 15 млн долларов на содержание штата из 40 адвокатов и 250 агентств, чьей задачей является отслеживание и пресечение попыток создания подделок и их продажи. Однако, согласно прогнозу того же BASCAP, все эти траты еще нескоро оправдают себя, полагает эксперт. Поэтому на борьбу с контрафактом должны идти и экономические, и нравственные меры.

Только карательными мерами ситуацию не исправить, заключает Мария Крючкова, нужен сбалансированный подход. Данную проблему необходимо решать комплексно: оптимизировать лицензионные платежи, снижать административные барьеры, а также усилить принцип неотвратимости наказания.

Просмотров: 3006
«« Предыдущая Все статьи 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 »» 16 Следующая »»
© RIA Moda 2010-2017 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте