Статьи
Ювелирная неделя моды Estet Fashion Week пройдет 13-19 ноября 2017 года Рейтинг@Mail.ru

Любовь Вдовичева: Игры в fashion по своим законам закончены, прошло благодатное время, когда вещи продавали себя сами

23.06.2015

Статья замечательного дизайнера Любови Вдовичевой, которая предлагается вниманию читателей сайта www.riamoda.ru, посвящена проблемам той части модной индустрии, которая в значительной степени сформировалась в 90–е и последующие годы. Она возникла из челночных рейсов предпринимателей, стремящихся заработать на перепродаже продукции зарубежных марок, из мужественных усилий по построению собственных брендов профессиональных российских дизайнеров, из дизайнерских притязаний дочерей, жен и любовниц, профинансированных обожающими их бизнесменами... Спустя много лет на рынке российской fashion-индустрии более или менее успешно функционируют и те, и другие, и третьи...

Возникли организации, занимающиеся консалтингом этой деятельности, появились модные аналитики и критики. Эти специалисты так же пришли в российский мир моды разными путями: из других отраслей, не имея порой профильного образования. Для кого-то нехватка профессиональных знаний послужила хорошим стимулом для получения второго, соответствующего образования, для интенсивной работы в самообразовании... Кому-то показалось, что можно ограничиться тем пониманием, которое базируется на имеющемся образовании и персональном опыте.

Удивительным образом в центре внимания инфраструктурных специалистов почти никогда не оказывается настоящая индустрия – предприятия легкой промышленности России, которые редко появляются на модных подиумах, но, тем не менее, одевают и обувают большую часть населения нашей страны.

Автор статьи сосредоточилась на первой части, более шумной и громко заявляющей о себе в медиапространстве.

Итак, слово дизайнеру Любови Вдовичевой:

В свете последних неутешительных событий в fashion-индустрии России, когда часть брендов ушла с рынка, большинство оставшихся игроков были вынуждены значительно сократить производство товаров, и практически все провели волну сокращений ключевых специалистов отрасли, хочется расставить все точки над «и».

Проблемы этого бизнеса начались не вчера, и произошли в силу многих причин. Одна из них заключается в том, что многие ныне существующие бренды появились на российском рынке на заре перестройки, и были созданы успешными «челноками», удачно заполнявшими рынок дефицитными fashion-товарами производства Турции и Китая. Это было «золотое время», когда «с руками отрывалось» все, что мощным потоком хлынуло на прилавки страны.

Так был заведен механизм уничтожения собственной индустрии моды. Стали ненужными дизайнеры, конструкторы, технологи, швеи. Для отечественной легкой промышленности начался путь в никуда. Однако грянул кризис 2008 года, и, о ужас! fashion-рынок стали сотрясать конвульсии: вещи перестали продаваться, склады заполнены... Спасите, кто может!

И тут на ум владельцам, к этому времени уже крупных оптовых и сетевых брендов (как правило, псевдоиностранных), пришла спасительная мысль о том, что пора привлекать специалистов – швейников. В отрасли произошло оживление, из небытия были извлечены те, чей опыт, мастерство и знания «застойного социалистического» прошлого позволил реанимировать пошатнувшийся бизнес.

Специалисты эти оказались «дорогими», с собственным мнением. Но светлый путь ими был успешно обозначен, и профессионалы были быстро заменены «дешёвыми» свежеиспеченными выпускниками ВУЗов, без опыта и знания механизмов производства одежды, которые в меру своего понимания, кинулись в мир большой моды. Наступили благодатные времена, бизнес опять пошел вверх. Но ухудшение экономической обстановки в конце 2014 года окончательно поставило российскую fashion-индустрию на колени.

Что сегодня представляет собой российская fashion-индустрия? На мой взгляд, самым точным ее воплощением является символ – образ трёх обезьян, символизирующих буддистскую идею отрешённости от неистинного. У нас этот принцип восточной религии часто понимают так: отрешиться от всего и быть безучастным ко всему, что касается основных принципов и опыта, выработанных прошлыми поколениями.

Буддистский символ отрешённости от неистинного

В случае российских fashion-компаний, производящих одежду, особенно для масс-маркета, - это абсолютное игнорирование законов fashion-индустрии. Когда продукт создается «на коленке» по принципу «Людк, а Людк! Ты это наденешь? Нет? И я нет…», когда прикладываются максимальные усилия, чтобы замаскировать бренд: «На сайте должен быть минимум информации... выставки рассекретят «коммерческие бомбы»... PR – выброшенные деньги...»; когда взаимоотношения с потребителем строятся только на основе личной дружбы между продавцом и клиентом, и так далее, и тому подобное…

Дабы никого не оскорбить изображениями животных, прикладываю другую картинку, символизирующую основных игроков fashion-индустрии, влияющих на формирование торгового предложения модной одежды в России.

Интерпретация:

Владелец, как правило, «страдает» fashion-глухотой, его кредо: «Мое слово – закон. Только я пишу законы fashion-индустрии...».

Вот некоторые примеры направления его мыслей:

1. «… Наша компания – оптовик в сегменте «мидл минус» и «мидл» - работает только с дизайнерами-фрилансерами с авторским почерком…»

(Алё, гараж! Где «мидл минус» китайской массовки? И где авторский дизайн эксклюзивных брендов? Больше того, эскиз, даже с очень подробным описанием, – только идея! Основная работа над созданием успешного образца производится неразделимой четверкой: дизайнер – конструктор – технолог – лаборант. Этот железный принцип, к сожалению, сейчас используется только в сегментах luxury, middle + и иногда в индпошиве.

Весь российский масс-маркет, отшиваемый в странах ЮВА, полностью утратил этот важный этап проектирования, где создание одежды похоже на сюжет из «Ералаша», когда девочке помогали нарисовать собачку на асфальте жители всего двора, но в результате получилась крокозябра. В результате мы видим новые коллекции плохо сидящих вещей со странными узлами и декором, выполненными в соответствии с мерой понимания красоты специалистами из стран ЮВА и малоопытного дизайнера-фрилансера, в лучшем случае иллюстратора, но чаще просто «накачавшего» в интернете картинки, который не представляет, как эти изделия будут выглядеть в материале, и, конечно же, конструктора, план которого – построить 50 моделей в месяц при 22 рабочих днях).

2. «…Максимальное использование дорогого специалиста, дабы в короткие сроки вытянуть бренд из провала, и adios …»

(Господа, вы – звери! Хороший, дорогой специалист, будь то дизайнер, маркетолог, бренд-менеджер и другие, за один или два сезона успевает только обозначить коммерчески успешные векторы, заложить фундамент! Хотите успешно функционировать - живите с ним долго и счастливо и умрите в один день! Тактика экономии на высококвалифицированных специалистах и неумение открыть уши и услышать законы fashion-индустрии от знающих людей не освобождают от ответственности! Отсюда все проблемы вашего бизнеса: стилистическая деградация, непонимание типа потребителя, антиреклама бренда, огромные складские остатки, спад продаж и прощание с fashion-рынком…)

3. «…Вы не знаете английского языка и придумываете бредовые слова. Что это за casual…? »

(Фраза не нуждается в комментариях.)

Владельцам брендов нужен покладистый дизайнер одежды, мнение которого интереса для них не представляет. Он, по словам одной из прошлых владелиц fashion-бренда, в котором я функционировала как главный дизайнер, «маленький винтик большого бизнеса, если застопорит, заменим на новый». Между прочим, коллекция одежды, которую я разработала совместно с командой, пришедшей в ту компанию вместе со мной, получила высшую награду на конкурсе «Мода России» как лучшая коммерческая коллекция и до сих пор имеет хорошие показатели продаж. Это произошло вопреки вмешательству владельцев компании, получившим этот бизнес случайно.

Однако есть отличие в статусе у дизайнера собственной марки, хотя принцип «молчание – золото» для него, как оказалось, так же актуален, но в неожиданном контексте. Вот красноречивый пример. Я высоко ценю творчество дизайнера Елены Поповой, слежу за развитием ее бренда и не пропускаю презентаций ее коллекций. Каково было мое удивление, когда, на недавно прошедшем модном дефиле на Неделе моды в Москве в Гостином дворе были замечены модели из прошлых коллекций. И к основному названию коллекции «Ход конем», стала требоваться приставка «Назад в будущее»!

Страница сайта Елены Поповой, с моделями из коллекции 2013 года «Вам письмо»

Страница сайта Елены Поповой, с моделями из коллекции Лето – 2014 года

Платье из коллекции «Ход конем» дизайнера Елены Поповой. 

Фото с дефиле на Неделе моды в Москве сезона AW 2015–2016

Аналог в коллекциях «Вам письмо» 2013 года... И лето 2014 года...

А вот еще одно платье из коллекции «Ход конем» дизайнера Елены Поповой. 

Фото с дефиле на Неделе моды в Москве сезона AW 2015–2016

Аналог в коллекции лето 2014 года.

Молча поражаем апологетов бренда многократным, из сезона в сезон если не эдентичными моделями, то одним и тем же принтом с конями.

Фэшн-аналитик – это игрок особенный. Как правило, это артистические натуры с эквилибристcкой легкостью владеющие словом, попавшие в fashion-индустрию из каких-то волшебных мест. Читая их аналитические экзерсисы и чудесные рекомендации по трендам и тенденциям, возникает ясное понимание, что это не «наши люди», их принесла в fashion-индустрию и бросила на ее вершину, как на вершину айсберга, космическая сила, которая дала им шанс отработать грехи прошлых воплощений. Бросить-то бросила, но зрения не дала. Им кажется, что раз они на самой вершине, то только они обладают секретами истинной природы могучего FASHION.

Не видят они, что под толщью вод собственно этот самый FASHION и живет, по своим законам и традициям! А так как фэшн-аналитик – существо неземное, спуститься к FASHION он не может – не позволяет анатомия хребта, ну и, конечно, отсутствие истинного понимания внутренних механизмов индустрии моды, поэтому его взгляд на российскую моду зашорен иллюзиями и фактами, почерпнутыми из иностранных СМИ.

Он обожает «интересничать», демонстрируя родительскую озабоченность проблемами незрелого, подросткового российского FASHION, который, на минуточку, вырос на фундаменте российской школы моделирования. Школы больших мастеров с мировыми именами: Надежды Ламановой и Вячеслава Зайцева...

Вот некоторые, свежие примеры его размышлений, отобранные мной по крупицам в интернет-пространстве в свете прошедших недель моды (образ фэшн-аналитика собирательный).

1. «…В музыкальном вступлении показа Натальи Дригант «2000ватник» на Неделе моды в Москве были изложены источники вдохновения коллекции, и их было немало. Задачей дизайнера была реабилитация телогрейки. Реабилитировать, прямо скажем, тут есть что: помимо ругательного значения слова «ватник» в недавние времена, эта одежда намертво обросла негативными контекстами. Даже те, кто помнит стройотряды или был в студенчестве «на картошке», стойко связывают в уме телогрейку с советскими лагерями.

…Недавно позвонила мне мама: «Представляешь, в утреннем эфире на Втором канале ведущая говорила с причмокиванием, как хороша бывает килечка в томатном соусе с черным хлебушком!». Для нее телевизор все еще связан со статусом и авторитетом, и я думал, что ее возмутила сама постановка вопроса. Однако нет, ей не понравилось причмокивание и уменьшительные суффиксы.

…Внесение в жизнь, а тем более – в моду, самых темных сторон советской эстетики, кажется мне очень опасным занятием. Ладно бы килька, но лагерные по своей сути образы, которыми получились вопреки всем стараниям Дома, причем на таком качественном и убедительном уровне, вовсе не повод для воспоминаний, особенно сейчас».

Уважаемый фэшн–аналитик,

FASHION не хотел ранить тонкие струны вашей души!

Дом Натальи Дригант продемонстрировал гражданскую и творческую позицию, выразив его языком собственного, уникального стиля, рефлексиями большого дизайнера, воплощенными в сложной работе с архитектоникой формы, созданной макетным и расчетным способами, модными комбинациями тканей, стайлингом поверхностей, нетривиальными образами персонажей коллекции, а это высший пилотаж!

Коллекция Натальи Дригант осень-зима 2015/2016. Фотографии от организаторов MFW

Ватник же стал источником творчества как прототип современных стеганых пуховиков, принявших эстафету незаменимой повседневной одежды для холодного времени года, присутствующий в гардеробах практически всех потребителей верхней одежды матушки России. Он – как сигнальный маяк, говорящий, что его дело – греть тело (неспроста его название телогрейка) живет и сейчас в самых разных воплощениях!

Коллекция Натальи Дригант осень-зима 2015/2016. Фотографии от организаторов MFW

Многие модели, несмотря на подиумность, легко вписываются в гардероб категорий дам, относящихся к творческой элите, богеме.

Коллекция Натальи Дригант осень-зима 2015/2016. Фотографии от организаторов MFW

Убедительно соединена коллекция по смысловому содержанию. Первой была представлена телогрейка, такой, как она есть! При этом гармонично собран лук: красивая прическа, а ля русская коса, разлетевшаяся на ветру, минималистичный мейк-ап, юбка по пропорциям соответствует «золотому сечению», обувь – ботиночки в стиле «прощай молодость». Все идеально!

Коллекция Натальи Дригант осень-зима 2015/2016. Фотография от организаторов MFW

И дальше дизайнер представила, как телогрейка устремляется в прекрасное далеко, претерпевая всевозможные метаморфозы, то распадаясь, как пазлы, на маленькие сегменты, то вновь собираясь в неожиданных комбинациях.

Восхитителен финал коллекции, когда на подиуме вновь появляется модель в аутентичной телогрейке, но на спине напечатан принт в виде американского флага, смысл которого становится понятным после заключительного выхода.

Коллекция Натальи Дригант осень-зима 2015/2016. Фотографии от организаторов MFW

Этот выход, созданный мощной широкой кистью художника, становится неким политическим заявлением автора. Ансамбль из телогрейки с принтом в виде американского флага на спине и розовой ушанки, инспирирован симметричным ответом российской делегации на презентованный американцами гигантский картофель из штата Айдахо главе МИД РФ Сергею Лаврову, в виде подарка – розовой шапки-ушанки, сделанным нашими дипломатами официальному представителю Госдепа Дженнифер Псаки. Здесь дизайнер проявляет себя остроумно, она делает ироничное приложение для будущих симметричных ответов России – создаёт телогрейки с принтом в виде американского и английского флагов. Браво, Наталья! Это успех!

Госсекретарь США Джон Керри дарит главе МИД РФ Сергею Лаврову картофель. 13.01.2014.

Стоп-кадр из телепередачи канала RT.

Российская делегация, находящаяся в Париже, где прошли переговоры главы МИД РФ Сергея Лаврова,

госсекретаря США Джона Керри и спецпредставителя ООН и ЛАГ по Сирии Лахдара Брахими, 

подарила официальному представителю госдепартамента США Джен Псаки шапку-ушанку. 13.01.2014

Обращаясь к вам, господин фэшн-аналитик, хочется пожелать скинуть путы мрачных предрассудков о «самых темных сторонах советской эстетики»: «советских лагерях», «килечки в томатном соусе с черным хлебушком». Эй, тов…, простите, господин, больше жизни! Доверяйте животворной энергии могучего FASHION! И, возможно, откроется зрение, которое пронзит толщу вод, где пока еще скрывается от вас великий российский FASHION. Успехов!

2. «…В России недель моды очень много. Например, в Москве, помимо двух сезонных недель, проходят различные «альтернативные» недели моды, такие, как например Estet Fashion Week, и другие. Кроме того, по России в течение года проходят многочисленные региональные недели моды: в Санкт–Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Улан-Удэ и т.д.

Эта карусель недель не помогает в работе ни СМИ, ни байерам, ни клиентам. Так, например, недели моды никак не связаны с календарем закупок серьезных ритейлеров и фактически ориентированы только на поддержание персональных отношений с VIP–клиентами и прессой. Многообразие недель, безусловно, не способствует формированию международного национального авторитета».

Международный авторитет на глобальном модном рынке? Как говаривал кот из мультфильма про попугая Кешу, что нас здесь (а не на Таити) и так хорошо кормят. Хочется вас, дорогой фэшн-аналитик, вернуть на грешную землю! Без развитой инфраструктуры отечественного легпрома, да на глобальный модный рынок! Вашими бы устами да мед пить.

Более того, все недели моды выполняют собственные задачи, среди которых одними из главных являются «поддержание персональных отношений с VIP-клиентами и прессой», в заданном месте и в заданное время. Трепетное отношение с VIP-клиентами – это заказы, а внимание к представителям СМИ – возможность «засветиться» с идеальным информационным поводом сразу на большом количестве информационных носителей.

Что касается работы байеров, то это процесс интимный и подразумевает другой формат взаимодействия, который не укладывается в подиумную, концептуальную стилистику модных дефиле!

3. «… Моя профессия состоит в том, чтобы понять, откуда возникло то или иное явление в фэшн-индустрии, что движет потребителями и в каком направлении будут развиваться их запросы. Я перевожу слова в картинки, а картинки – в слова, подключаю к этому цифры и получаются модели процессов в индустрии. Это единственный известный мне способ приступить к планированию на таком неверном материале. А также понять, как устроена мода…

…Я бы поставил разграничителем 1985 год, когда мода стилей сменилась модой концепций. В этом году Prada выпустила пластиковый рюкзачок, который был ценен не материалом или дизайном, а тем, КАК его представили. С тех пор все, что мы видим, любой запуск – это представление концепции».

(О да, великий аналитик! Стили casual, glam sport, hipster и т.д. и т.п., опять же авторский почерк дизайнера, если вы, конечно, понимаете о чем я – это обман зрения! Картинки, переведенные в слова, а слова – в картинки.)

Особой силой, участвующей в формировании картины fashion-рынка России, является такая категория «бойцов невидимого фронта», как армия байеров, имя которым ЛЕГИОН! Вот картинка, точно и ярко передающая портрет большинства из них. Ими и создаются феерические предложения, которыми завален рынок одежды, больше похожий на склад, где вещей много, а купить нечего.

Справедливости ради констатирую, что среди этой категории специалистов отечественной индустрии моды есть блестящие специалисты, но это редкое меньшинство, как правило, пришедшие в байерство из смежных профессий индустрии – дизайнеров или стилистов (не парикмахеров).

Причины же массовой «fashion-слепоты» и часто «fashion-глухоты» армии российских байеров многообразны, вот некоторые из них:

  1. Нет учебных заведений, занимающихся подготовкой таких специалистов.
  2. Многочисленные курсы и тренинги, как правило, ведут теоретики, не имеющие практического опыта, дающие размытые знания и часто ложные ориентиры. Их цель – сделать деньги на слушателях (Ничего личного, господа, только бизнес!).
  3. Основная масса байеров выросла из продавцов с сомнительным образованием, случайно оказавшихся в fashion и заручившихся большим кредитом доверия владельцев компаний. Эти байеры, как правило, составляли владельцам брендов компанию на закупках в недалёком «челночном» прошлом как тягловая сила.
  4. Дикая безграмотность байерских команд, которые не понимают ни структуры, ни принципов формирования коммерческих коллекций, ни того, кто их клиент и для чего закупаются те или иные модели.

Можно перечислять бесконечно «достижения и успехи» господ байеров, которые завалили российский рынок одежды шедеврами своего воспаленного воображения, и привели компании к неминуемому краху. И это сегодня красноречиво демонстрирует fashion-рынок, а история с долларом – только катализатор.

Но всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно... Совместные усилия всех вышеперечисленных игроков собственно и живописали славную картину российского рынка одежды. Очередной кризис помог отделить зерна от плевел. Игры в fashion по своим законам закончены, прошло благодатное время, когда вещи продавали себя сами. Пришло время профессионалов, имеющих опыт создания успешных проектов, являющихся носителями крепкой школы моделирования одежды, с той самой, хорошей школы, из «застойного советского прошлого». Удачи, господа!

В статье использованы фотографии организаторов Недели моды в Москве сезона осень-зима 2015/2016.




Любовь Вдовичева: Коллекция вечерней одежды маэстро высокой моды Вячеслава Зайцева — великолепный, феерический гимн ее величеству Женщине

Любовь Вдовичева: И снова гимн Игоря Гуляева ее величеству утонченной женственности

Любовь Вдовичева: презентация коллекции Ильи Шияна стала одной из самых ярких в рамках Недели моды в Москве

Аналитик Любовь Вдовичева о коллекции Lena Tsokalenko: авторская версия модного морского стиля, решенного в стилистике молодой Габриель Шанель

Аналитик Любовь Вдовичева о показе Tegin: вся коллекция пронизана философской отреченностью, отстраненностью от суеты мира, аскетизмом в подаче образов

Аналитик моды Любовь Вдовичева: коллекция Игоря Гуляева Paradise — изумительно утонченные, романтичные героини

Аналитик моды Любовь Вдовичева: коллекция Тони Ворда — истинное воплощение чувственности и аристократизма

Аналитик моды Любовь Вдовичева о коллекции Светланы Тегин

Дизайнер Любовь Вдовичева о показе Марии Голубевой: Коллекция подкупает легким, изящным прочтением стилистики 70-х

Любовь Вдовичева: Образы менялись, воспевая женскую красоту и изысканность

Любовь Вдовичева: показ коллекции дизайнера Лены Карнауховой стал одним из самых ярких показов на MBFWR

Любовь Вдовичева: вызывает уважение стремление Екатерины Смолиной акцентировать внимание на наследии наших предков

Любовь Вдовичева: стиль коллекция Лилии Пустовит smart casual, насыщен цитатами из 80-ых и народного костюма

Любовь Вдовичева: Коллекция Анны Арбелиной - светлая готика, пронизанная мистицизмом прерафаэлитов

Любовь Вдовичева: Коллекция Вячеслава Зайцева явилась великолепным ретроспективным спектаклем, отразившим творческий почерк мастера

Просмотров: 11320
«« Предыдущая Все статьи 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 »» 15 Следующая »»
© RIA Moda 2010-2017 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте