Статьи
На Патриарших прудах откроется pop up store бренда Norsoyan в поддержку лечения дизайнера Людмилы Норсоян С 17 по 20 мая в Челябинске пройдет выставка «Уральская неделя моды и легкой промышленности» Рейтинг@Mail.ru

Чудес не бывает. Бывает тяжелый труд. А еще случай и огромное желание чего-то достичь

23.05.2016

В рамках деловой программы Estet Fashion Week прошел круглый стол «Судьба дизайнера: что обеспечивает успешность творческого пути». Организаторами круглого стола выступили Estet Fashion Week и информационное агентство «РИА Мода».

Для обсуждения дизайнерам (начинающим и давно состоявшимся), участникам рынка и экспертам моды были предложены такие темы, как: критерии творческого успеха в моде, примеры успешности; личные качества дизайнера, предопределяющие успех; пути достижения успеха: трудности, везение — как фактор достижения творческого успеха; достижения дизайнеров моды в других сферах.

Круглый стол «Судьба дизайнера». Фотография представлена организаторами Estet Fashion Week

От судьбы не уйдешь, особенно если ей помогает наследственность. Но одно дело — создать коллекцию, и другое — работать с заказчиками, с фабриками. Иногда это получается у дизайнеров самостоятельно, иногда помогает команда профессионалов. Дадим слово молодым дизайнерам.

Лилия Оганджанова, дизайнер одежды:

- В моей семье сложилось так, что, начиная с бабушки, которая была первоклассной портнихой, шила мама — она тоже дизайнер одежды. Я с детства была приучена к красоте, во мне это развивали. Поэтому не было никакой неожиданностью, что мне захотелось заниматься именно этим делом. Вообще у меня финансовое образование, работаю в крупной компании, руковожу подразделением, и эта отдушина, которая у меня есть, очень помогает в жизни.

То есть я могу освободиться от своей главной работы и начать фантазировать, и вот эти все свои фантазии я воплощаю в одежде. Мне это очень помогает на самом деле, наверное, можно сказать, что я расслабляюсь, мне это очень нравится, я черпаю вдохновение.

Лилия Оганджанова, дизайнер одежды. Фотография представлена организаторами Estet Fashion Week

Екатерина Румянцева, дизайнер бренда «Элиз Эрин»:

- Мы работаем с коллегами, у нас сильная команда, профессионалы. У нас есть конструктор, дизайнер. Какое-то время мы работали в режиме ателье, причем довольно успешно, и поняли, что хотим развить тему серии. Есть хорошие лекала, продуманные ткани, технологии...

И сейчас у нас этап становления. Очень сложный этап. Коллекции маленькие, в Москве их практически невозможно отшить. Если серия маленькая, то тиражи никто не берет, а если берет — то очень высоки цены. Если делаешь акцент на тканях, хороших лекалах, себестоимость выходит такая, что конечному потребителю это перестает быть интересным. И пока — это совершенно нерешаемая проблема.

Хочется делать вещи для узкого круга, но в масс-маркете, скажем так, невысокие требования, публика или покупатели привыкли к каким-то невероятным распродажам. Платья за 800 рублей не могут быть хорошим продуктом, за такие деньги это невозможно. То есть, покупатели к нам приходят в режиме ателье и удивляются, почему это стоит дороже, чем масс-маркет.

Таких клиентов очень много, им приходится объяснять. Конечно, свои плюсы есть: когда находятся люди, которым интересен твой дизайн, которые верят в тебя, они готовы платить за работу, оценивают ее, а не начинают торговаться. Наверное, это помогает двигаться дальше.

Екатерина Румянцева, дизайнер бренда «Элиз Эрин». Фотография представлена организаторами Estet Fashion Week

Дизайнерские судьбы складываются непросто в нынешних условиях, но просто не бывает никогда. Каждый выбирает свой путь и, наверное, сам знает, какие у него сильные стороны.

Ирина Каримова, руководитель интернет-портала FashionEducation.ru:

- И дизайнерам, и СМИ необходимо объяснять потребителю, что разница между вещью, купленной в масс-маркете, и дизайнерской вещью — огромная. Дизайнерская вещь — это труд, талант, это идея... и самое главное: дизайнерские вещи не устаревают.

Те, у кого в гардеробе есть вещи от дизайнеров, российских или иностранных, точно знают, что каждый сезон эта вещь будет актуальна. И меня радует, что молодое поколение пиарщиков, маркетологов действительно начинает обращать большое внимание на это. Они действительно хотят принести пользу нашим дизайнерам и российским компаниям. Благодаря этому дизайнеры, наконец, снимут с себя большую нагрузку, когда дизайнер — и швец, и жнец, и на дуде игрец: и интервью дай, и показ организуй и так далее. И очень здорово, что у нас появляются молодые кадры.

Наверное, дизайнер должен быть в центре внимания, быть публичным и известным лицом, но это очень выматывает. Я считаю, что карьера дизайнера тогда будет складываться удачно, когда ты можешь приехать в Москву как Арамани, когда тебе 83 года, в надежде погулять вокруг ЦУМа, и тебя никто не узнает. Собственно говоря, работа дизайнера — именно творить.

Говорить про карьеру дизайнера в России очень сложно сейчас, пока у нас не создана индустрия моды. Действительно, это большие деньги, инвестиции, производство и продажи. Поэтому мои искренние комплименты тем дизайнерам, которые, несмотря на сложности, выстраивают свой бизнес, свою карьеру, делают тот самый мощный прорыв, позволяющий говорить об импортозамещении.

Ирина Каримова, FashionEducation.ru. Фотография представлена организаторами Estet Fashion Week

Наверное, не всякий дизайнер способен соответствовать требованиям светской публики и поддержать компанию. Но есть люди, которым это помогает с точки зрения развития бизнеса и, может быть, даже воспитания своих будущих клиентов, покупателей, заказчиков.

Владислав Репин, дизайнер одежды, обуви, аксессуаров, ручных тканей, яркий последователь стиля «Ар-Деко»:

- Я поступил в институт и одновременно работал в доме моделей художником-модельером. Позже переехал из Узбекистана в Москву, дальше принимал участие в театральных проектах с Андреем Кончаловским, Юрием Любимовым. Одновременно было организовано производство. Это было маленькое ателье. Постепенно мы стали развиваться, появились образовательные программы в сотрудничестве с разными конструкторами, своя методика конструирования.

Дальше в наше объединение стали приходить архитекторы, дизайнеры, работающие с медиа-пространством и т.д. Сложился своеобразный холдинг, который работает под эгидой дизайнерской студии Владислава Репина. Я выполняю роль арт-директора, естественно занимаюсь работой с клиентами и сотрудниками, со всеми людьми, которые примыкают к нам по доброй воле. Фактически, это что-то вроде клуба по интересам. Но есть и основная работа — по созданию одежды. Тем не менее, можно говорить, что она помогает работать в смежных областях — это выставки, образовательная часть работы.

Наверное, как и у любого человека, бывают минуты отчаяния, разочарования. Но нужно брать себя в руки, каждый день приходить к 8 утра на работу и начинать ее, вот и все. Здесь ничего другого не придумано. Потому что это совершенно правильно, нормально. Мы не говорим, что есть сегодня вдохновение, нет вдохновения, просто каждый день ты должен это делать — работать с конструктором, с портным, с вышивальщиками или еще с кем-то, а может быть, с архитекторами или вести какие-то проекты.

Владислав Репин, дизайнер одежды, обуви, аксессуаров, ручных тканей. Фотография представлена организаторами Estet Fashion Week

Никаких чудес и в самом деле нет, надо просто работать, каждый день, напряженно, и тогда вдохновение получит поддержку. Но иногда в игру вступают и такие понятия, как судьба и случай.

Наталья Мельянова, член Союза художников России, член международной ассоциации «Союз дизайнеров», член Творческого союза художников России:

- Последние десять лет я только и мечтаю о том, чтобы организовать свое производство, помимо того, что у меня свое собственное ателье, где я обслуживаю индивидуальных заказчиков на протяжении последних 20 лет. Помимо всего, есть еще финансовая сторона, и это самое главное. И пока организовать производство невозможно по многим причинам.

Во-первых, нужны хорошие вложения, во-вторых, нужно место реализации. А на рынок отдавать — это просто даже унизительно. Принести свое в единственном экземпляре туда, где продают одежду за 800 рублей. Так что я занимаюсь своим делом — обслуживаю индивидуальных заказчиков. Я на год вперед делаю рисунки, зарисовки, эскизы предлагаемой одежды, которая будет востребована. Закупаю специально ткань. А потом приходят заказчики и что-то выбирают.

И заказчики настолько верны мне, что я однажды решила организовать для них творческий вечер, где они выйдут на подиум. Мы фактически достали из гардероба, у кого что было. На следующий год провели второй творческий вечер, уже в помещении музея «Арт Деко». На него пригласили уже около 250 человек. Заказчицы уже готовились. Все вещи были исключительно новые, специально отшиты к этому дню. И уровень, конечно, получился намного выше. Сейчас это уже стало хорошей традицией. Все хотят видеть моделей. Одно дело — модель, она выходит, холодная, прошла — и все. А эти женщины несут свои вещи. Они душу свою вкладывают, чтобы именно ее была модель лучше, чем у другой, которая пройдет позже. Так что я успокоилась: раз у меня такая судьба — индивидуальная работа, буду работать индивидуально.

Параллельно я веду работу в Творческом союзе художников, руковожу отделением дизайна. Так получилось, что меня очень часто приглашают в жюри в регионы на конкурсы. Часто бывает, что перспективные ребята заканчивают профильные институты, уходят, и все — потерялись. Причем, пока они учатся, все они думают, что будут великими кутюрье, и оптимизма хватает, и надежды, и уверенности. Потом же они все ужасно разочарованы, настолько, что многие ушли в другую сферу работы. Кто-то пошел на бензоколонку, кто-то решил парикмахерскую открыть, салон. И я вижу, что молодежь расходится, им нужна помощь.

Наталья Мельянова и Андрей Чечеткин. Фотография представлена организаторами Estet Fashion Week

Проблемным остается вопрос, у какого дизайнера больше шансов достичь успеха: у того, кто индивидуально проходит свой творческий путь, или у тех, кто трудится в коллективе, может воспользоваться программами, которые им предлагают творческие союзы.

Андрей Чечеткин, исполнительный директор Союза дизайнеров Москвы:

- Я хочу начать, может быть, с парадоксальной мысли, получающей подтверждение в течение 15-летнего опыта работы в Союзе дизайнеров Москвы, что союз — это не для тех, кто находится на вершине успеха. Союз — для людей, которые, скажем так, пришли, чтобы решить свои проблемы. Они столкнулись в своей профессиональной деятельности с проблемами, и они пришли для того, чтобы получить поддержку. Эти непростые вопросы мы пытаемся решить в рамках нашего Союза дизайнеров Москвы.

На сегодняшних день у нас около тысячи человек — действительных членов Союза дизайнеров Москвы, они распределены по 35 направлениям, секциям. Секцию дизайна модной одежды и аксессуаров возглавляет доктор технических наук, генеральный директор компании «Ортомода» Галина Волкова.

Поскольку я являюсь исполнительным директором Союза дизайнеров Москвы, на мои плечи возложена ответственность за ремонт творческих мастерских, которые приняты в ужасающем состоянии от города, в которые постоянно нужно вкладывать, и это процесс бесконечный. Потихонечку мы процесс отлаживаем, наводим порядок, но финансовые затраты очень большие.

Есть у нас перечень вопросов, которые мы решаем с финансовыми организациями. В течение уже двух лет я не могу найти банк-партнер, с которым мы могли бы развивать услуги, работу, дальнейшие предложения. К сожалению, банки очень консервативны и неустойчивы в наше время.

Занимаемся и кадровыми вопросами. В перечень кадровых вопросов я включаю участие и организацию конкурса. Конкурс на призы Союза дизайнеров Москвы мы проводим дважды в год, есть зимний и летний этапы. И в рамках этого конкурса мы просматриваем и отмечаем лучших. И это также является помощью дизайнерам со стороны Союза дизайнеров Москвы.

Но как лучше добиваться успеха — индивидуально или в творческом коллективе — субъективный вопрос, потому что это зависит от человека. Если он интроверт и привык решать вопросы самостоятельно, он и самостоятельно будет развиваться с большей или меньшей степенью успешности. Те, кто приходит в Союз, могут перенять чей-то опыт, чтобы попробовать решить свои вопросы с учетом уже какого-то опыта более старшего поколения. Так возникает диалог, какие-то предложения, возможности.

Что касается возраста дизайнеров, приходящих на наш конкурс, он ограничен 35 годами. Это международная формула конкурса, которая практикуется во всем мире. Мы назвали наш конкурс «молодые дизайнеры» до 35 лет. Это как в спорте, есть определенные возрастные категории. И мы не можем смешивать категории старшего возраста, это уже сложившиеся профессионалы, с молодежью. Это будет не корректно. Если же человек нашел себя только к 40 годам, он будет участвовать в конкурсе более старшего поколения.

Я хочу сказать, что сейчас время фантастических возможностей для дизайнеров, потому что санкции расчистили рынок от конкурентов. Это время новых возможностей. Кто-то может использовать это время, а кто-то игнорировать. Но для дизайнеров сейчас время очень благодарное, и я считаю, что этим временем нужно рационально воспользоваться.

Время — действительно важный фактор. Есть дизайнеры, работавшие в разные эпохи. На самом деле времена никто не выбирает. И трудности, жизненные перипетии, бывают во все времена.

Ирина Крутикова, лауреат Государственной премии, действительный член РАХ, вице-президент МА Союз дизайнеров:

- Судьба дизайнера — прежде всего дело случая. И главное его правильно и вовремя ухватить. В Текстильный институт я поступила после школы, нигде не занималась. В институте все прочили провал, но я поступила. Это один случай. Второй случай — индивидуальные качества, позволившие поступить, сказала поступлю — и поступила. Потом подвернулся случай, когда в институте был обмен студентов, и нас послали учиться за границу на полный курс. Причем это было только дважды.

Тоже случай. Потому что с нашего факультета было три человека модельеров, которых послали. И девочки выбрали Чехословакию, а я — Германию. И оказалось, что я выбрала правильно во всех отношениях. И в смысле языка, и в смысле моды, и чему они учат, и как они учат. А они учили, чтобы мы головой думали.

Дальше окончила, год просидела с ребенком. Думаю, надо на работу устраиваться, не знаю куда идти. Еду в троллейбусе и встречаю девочку, с которой мы учились. Где ты работаешь? В «ВИАлегпром». Пришла в «ВИАлегпром». Великолепная совершенно организация, Всесоюзный институт ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды. Там проходили художественные советы, туда приезжали со всей России. Там все было: искусственная кожа, тесемки, нитки, белье, все, что выпускает легкая промышленность. И мы ко всем этим отделам имели отношение, поскольку мы модельеры, законодатели моды. За нами последнее слово — как им дальше развиваться. А для того, чтобы производственнику сказать, ты должен владеть технологией. Потому что если ты с ними будешь говорить на другом языке, тебя засмеют, вообще слушать не будут. Значит, мы изучали все производства, я очень хорошо знала текстильное производство, шерстяных тканей, шелковых.

Ирина Крутикова, Лауреат Государственной премии, действительный член РАХ, вице-президент МА Союз дизайнеров. Фотография представлена организаторами Estet Fashion Week

Переход из социализма в капитализм никак не сказался на мне, потому что я состоялась в советское время, стала признанным модельером. Ко мне прислушивались, ко мне обращались.

Так что, это все — дело случая и плюс большой любви и верности своему делу. Ты не можешь, сидя в Москве, знать какая технологическая цепочка на фабрике. Нужно ехать самой. Я всегда ездила сама, всегда сама внедряла свои модели. Потому что, если что-то надо изменить, они изменят. Но я стремилась сделать так, чтобы суть моей модели осталась, а фабрике было удобно шить, а потом потребитель приобретал. На фабрике работала по 12 часов. В 8 утра приезжала. Когда я входила в лабораторию, все говорили: ну все, с семьей прощаемся, Крутикова приехала, на две недели все 12 часов живем на фабрике. За две недели я отшивала 18 моделей, готовые для производства. Это очень много.

Муж мне говорил: «Ты посмотри на себя, ты вся светишься и сияешь, кто тебе поверит, что ты 12 часов работала и субботу, и воскресенье в том числе?»

Все это любить нужно, знать ради чего ты все это делаешь. По всему миру я ездила и везде так работала.

Условия, в которых я там жила, часто были ужасными. На фабрике «Белка», в Предуралье, гостиницы нет, только дом крестьянина. Комнаты по 12 коек, на улице -40°. В Бухаре, в Узбекистане, +48°, в цеху все окна выходят на юг. Ночью не спишь, до трех часов не спишь под мокрым полотенцем. Я не думаю, что сегодня кто-то согласился бы на такие условия. Сегодня, когда я приезжаю, на фабрику «Белка», мне сразу дают четырехкомнатную квартиру, можно там две недели пожить.

Был и еще случай. Сплю я на чем-то непонятном. Обычный вроде матрас, в полосочку, с пуговичками, но спать просто потрясающе. На третий день не выдержала и подпорола, потому что на ощупь это не солома, не вата, не ткань. Я смотрю, а там мех. Мех, лоскуты, которые у фабрики остаются, они ими набивают матрасы. Я, когда это увидела, побежала к директору, к главному инженеру, говорю — это же мягкое золото, а вы этим набиваете матрасы! А что же делать? А нужно шить одежду. Они говорят — делай. И я нашила одежды, молодежной, анораков, сумок.

На другую фабрику в Харьков приезжаю, они меня ведут в ассортиментный кабинет, а там такие же кусочки меха, в том числе из овчины, — пыль вытирать. Мех натуральный — это золото, а мы этим пыль вытираем. А что из этого можно сделать? Детскую одежду. И сшили детскую одежду. И так далее, до бесконечности.

Главное — не быть безразличным.

Очень многое зависит от случая, но он очень сильно подкрепляется характером и талантом дизайнера. Успешный дизайнер должен работать с утра до ночи, не обращать внимания на жуткие условия, в которых он может оказаться. Выше всего он должен ставить свое дело.

Любовь Вдовичева, дизайнер одежды, лауреат и победитель всероссийских и международных конкурсов, преподаватель комплекса дизайнерских дисциплин:

- Дизайнер — это профессия человека, работающего в команде. И умение работать в команде очень важно, как важно и понимание, что ты работаешь в команде, а не то, что ты — единственная звезда. И каждый — профессионал в этой области: не только дизайнер, но и конструктор, технолог. Он может сказать: да, именно таким образом может случиться успешная коллекция, успешная творчески и коммерчески.

В последнее время в фаворе оказались дизайнеры, имеющие собственные бренды или по каким-то счастливым стечениям обстоятельств многие годы работающие в каком-то конкретном бренде, в каком-то доме и т.д. и имеющие личные симпатии во взаимоотношениях с владельцами.

Но очень часто дизайнер переживает целый сериал: одна серия о том, как он работал в этом бренде, следующая серия — на другом производстве и т.д.

Современный бизнес предполагает жесткую экономию на творческих и особенно креативных профессиях. В силу того, что бизнесмен очень хорошо считает деньги, он не считает нужным постоянно держать функционального дизайнера, чтобы не платить большие деньги. Потому что хороший дизайнер стоит дорого. Тебя приглашают на определенный проект, клянутся в любви, обещают процент и так далее, а на самом деле происходит так, что ты отрабатываешь несколько успешных коллекций, выигрываешь множество профессиональных конкурсов, делаешь бренд звездным и востребованным. А дальше тебе говорят: ты была самая крутая... Спасибо, до свидания.

На самом деле это не нормально. Такие дизайнеры — бесславные герои сегодняшнего дня. И таких талантливых дизайнеров очень и очень много. Такой дизайнер вдыхает жизнь, создает фактически с нуля коллекцию для бренда, но по прошествии какого-то времени становится неинтересен, потому что дорог, по мнению владельца. На собственном примере могу рассказать о брендах, которые реанимировала, кто стоял на коленях и говорил: спаси, ради Бога, мы умираем, у нас 70% складских отходов. Но самое интересное, что потом они возвращаются и еще раз возвращаются, приглашают вернуться. Но что им мешало тебя любить тогда? Впрочем, они являются своего рода стартовой площадкой и для тебя тоже. Ты уходишь в другой бренд и делаешь для него еще больше, фактически создавая конкурента.

Дизайнерская судьба — это очень тяжелая ноша, но она обладает уникальными качествами. Эта судьба, которую, в общем-то, невозможно изменить. Даже случай будет толкать тебя на эту стезю. А когда встанет вопрос — уйдешь ли ты из этого дела, твердо скажешь — не уйду. Вот и весь ответ.

Ведущая круглого стола — Валентина Кузнецова, главный редактор ИА «РИА Мода».

Estet Fashion Week (Ювелирная неделя моды) прошла в одиннадцатый раз, ее главной идеей стало концептуальное объединение в показах мира ювелирного искусства и мастерства дизайнеров одежды. Организатор Estet Fashion Week — ювелирный дом «Эстет».

«РИА Мода» — отраслевое информационное агентство, специализирующееся на деловой информации в сфере легкой промышленности. Материалы информационного агентства «РИА Мода» включены в ленты новостей «Яндекса», «Гугла», в «Профессиональный поиск» «Интерфакса» (scan-interfax.ru), порталов fashionmag.com, modnaya.ru, fashiondigest.ru и других, а также находятся в базах «Интегрума».

Фотографии представлены организаторами Estet Fashion Week и Андреем Грабаревым-Малером.

Просмотров: 5342
«« Предыдущая Все статьи 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 »» 15 Следующая »»
© RIA Moda 2010-2017 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте