7-я Международная выставка тканей и текстильных материалов пройдет 3 - 6 сентября 2019 в  ЦВК «Экспоцентр», Павильон № 1
Статьи
+7 965 357 95 50
info@riamoda.ru
2-4 октября 2019 года состоится 44-я международная выставке-ярмарка по оптовой продаже товаров легкой промышленности BelTexIndustry-2019 Рейтинг@Mail.ru
CPM_2019_II_740_70

О «Честном знаке» по-честному

2019-06-20 09:36:49

17 июня 2019 года в рамках Деловой программы выставки-презентации Sport Casual Moscow прошел круглый стол «Маркировка обуви и других групп товаров легкой промышленности. Опыт и перспективы».

Спикеры круглого стола:

  • Юлия Гузеева, аналитик товарной группы «Легпром» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ);
  • Лариса Кузнецова, ведущий эксперт Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в вопросах внедрения маркировки;
  • Леонид Смолин, начальник отдела АСУ ОАО ХБК «Шуйские ситцы»;
  • Иван Кириллин, руководитель отдела продаж Сервиса «Мой склад».

Модератор круглого стола: Валентина Кузнецова, председатель Комитета по коммуникациям и взаимодействию со СМИ Союзлегпрома, главный редактор отраслевого информационного агентства «РИА Мода».

Также в обсуждении вопросов, связанных с различными аспектами проекта создания Единой системы маркировки и прослеживаемости товаров, начатого государством еще в 2017 году, приняли активное участие представители компаний: «Альпиндустрия», «Активкэжуал», «Группа 99», «М-спорт», Мессе Дюссельдорф, «Регатта Рус», «С2 Групп», «Старт-1», Союзлегпром, «Термопол», «Эль-текс», Яндекс.Маркет, Didriksons, Hispo (DNG), Luhta Fashion Group, Trassa Group и других.

Напомним, что координатором проекта создания Единой системы маркировки и прослеживаемости товаров («Честный знак») со стороны государства выступает Минпромторг России. Проект реализуется в формате государственно-частного партнерства на базе единого оператора — Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Первое в России соглашение о государственно-частном партнерстве в области информационных технологий было подписано 7 июня на Петербургском международном экономическом форуме министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым и председателем совета директоров Центра развития перспективных технологий Михаилом Дубиным. Общие инвестиции ЦРПТ в проект составят около 220 млрд рублей за 15 лет, причем Минпромторг подчеркивает, что проект будет реализован без средств федерального бюджета. Единая система маркировки и прослеживаемости товаров призвана обеспечить всем его участникам получение оперативной и достоверной информации о движении каждой единицы товара, что создаст необходимые условия для сокращения объемов незаконного оборота товаров, обеспечит безопасность жизни и здоровья граждан, повысит собираемость налогов и таможенных сборов, а также облегчит процесс мониторинга и контроля товарных рынков. Таким образом, государство намерено с помощью данной системы обелить рынок и уменьшить количество экономических преступлений, что пока не удавалось иными способами. По мнению создателей, и бизнес от данного проекта должен только выиграть, так как сокращение доли незаконной продукции приводит к росту выручки легальных производителей, а маркировка создаст единые условия работы для всей розницы — большой и малой. Но согласен ли с этим мнением бизнес? На данный момент - вряд ли. Круглый стол наглядно продемонстрировал, что проект вызывает массу вопросов, ответы на многие из которых пока что повисли в воздухе.

Юлия Гузеева. Фотография Натальи Бухониной, предоставлена организаторами SCM

В начале круглого стола Юлия Гузеева рассказала о текущей фазе развития проекта. В настоящее время проводится добровольный эксперимент по маркировке кодами Data Matrix обувных товаров (Постановление № 620 от 30 мая 2018 г.), который стартовал 1 июня 2018 г. В пилотном проекте по маркировке обуви по состоянию на 18 июня выпущено более 69 миллионов цифровых кодов Data Matrix. Пять компаний-участников – «Кари», «Спортмастер», «Детский мир», «Зенден» и «Адидас» - являются лидерами: на них приходится более 43 млн. выданных цифровых кодов. В системе маркировки обуви зарегистрировано 1799 компаний, которым продолжается процесс выдачи регистраторов эмиссии, необходимых для получения цифровых кодов маркировки. Всего по состоянию на 18 июня выдано более 650 доступов к данным устройствам. ЦРПТ проводит обучающие встречи, семинары, вебинары, участвует в основных отраслевых выставках и конференциях, где показывает работу системы маркировки. Обязательная маркировка обуви начнется 1 июля 2019 года. Разработчики считают, что к этому времени компании смогут без особых сложностей перейти на национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. А с 1 марта 2020 года вся обувная продукция должна поступать в оборот только промаркированной. Иначе – штрафы и прочие санкции, связанные с незаконным предпринимательством.

Иван Кириллин. Фотография Натальи Бухониной, предоставлена организаторами SCM

Аудитория круглого стола энтузиазма разработчиков явно не поддержала. Сложностей оказалось немало. Завязалось бурное обсуждение. Многие технические моменты, связанные с регистрацией в системе и получением кодов, требовали разъяснения. Подробно о некоторых вопросах техподдержки рассказал Иван Кириллин, представитель организации, которая участвует в проекте по маркировке с самого начала. Он наглядно продемонстрировал, как происходит регистрация в системе, объяснил, из чего состоит код, какие данные куда нужно вводить и как формировать товарные группы. Многие задавали вопросы, касающиеся описания товара, но, как подтвердил Леонид Смолин, прекрасная модель Национального каталога, который, по идее, впоследствии должен бы заменить GS1, увы, на практике сбоит: из загружаемых 2500 позиций загрузилось всего 174. Техподдержка сообщила, что основная база будет синхронизироваться 1 июля. Хорошо, что «Шуйские ситцы» пока только участвуют в эксперименте.

Леонид Смолин. Фотография Натальи Бухониной, предоставлена организаторами SCM

Иван Кириллин дал рекомендации по приобретению оборудования и апгрейду софта для работы с кодами. Код формируется в формате 2D, и не всякий сканер его прочтет. Фирмам, пользующимся сканером за 2-3 тысячи рублей, придется раскошелиться на более дорогие. Вот и дополнительные расходы. Но и это еще не все. Никакой код не вечен: продукция транспортируется, коды могут отклеиваться, стираться, со временем выцветать. Здесь все проще: если код не утерян окончательно, то его можно просто распечатать заново и переклеить. При возврате товара покупателем, как объяснила Лариса Кузнецова, товар надо обязательно обратно ввести в оборот, используя тот же самый код, код обязательно будет и на чеке онлайн-кассы. И хорошо, чтобы он был, так как в момент продажи и оплаты товар выводится из системы. В том случае, если покупатель вернул в магазин товар без коробки, без чека и без ярлыка, то ЦРПТ берет на себя обязательство выдать новый код маркировки, с которым товар заново вводится в оборот. На резонный вопрос о том, а как потом узнать, какой товар перемаркировали, Лариса Кузнецова ответила, что только в процессе инвентаризации.

Вообще вопрос о физической маркировке, как показала дискуссия, оказался самым обсуждаемым. Да, сам код стоит сегодня 50 копеек, и это вроде немного. А кто будет клеить? Производителям проще: коды клеят прямо на фабрике, но нужно вносить изменения в технологический процесс или доплачивать комплектовщикам. Или не доплачивать… А вот с импортом гораздо сложнее. На территорию РФ товар должен въехать уже промаркированным. А это означает, что коды должен нанести зарубежный производитель. Или наш импортер должен как-то исхитриться и наклеить их до момента пересечения границы. Делать это в таможенной зоне пока представляется плохо выполнимым, так как таможенные складов мало, и они явно не рассчитаны на такой объем работ. Договориться с производителем непросто. Вывозить товар с фабрики и снимать под это за рубежом специальный ангар и нанимать рабочих? Тут уже дополнительные расходы на каждую пару могут вырасти на 3 доллара, например. Или на 3 евро. А это означает, что при общем объеме импорта в 300 млн. пар обуви бизнес потеряет порядка 65 млрд рублей. Однако, по данным от Ларисы Кузнецовой, на сегодня незаконный оборот в Легпроме - 750 млрд рублей. И она считает, что освободившаяся за счет маркировки ниша поможет бизнесу компенсировать эти расходы. Прекрасно, но это когда будет… Бизнесу деньги нужны сейчас, и не все доживут до светлого завтра. В связи с наклейками был задан и еще один вопрос: а если хитрый китайский производитель, который все-таки согласился наклеить коды у себя на фабрике, сделает копии и пришлет нам пару фур, которые, без сомнения, достигнут границы раньше, чем официальный заказ? Он пересечет границу, а легальный товар остановят? Ответ разработчиков: граница на замке. Потому что код в системе привязан к ИНН, он уже введен в оборот фирмой с этим ИНН, и товар с этим кодом может растаможить только данная фирма. А таможенник, который тоже подключен к системе, видит в ней, кому товар принадлежит. Гораздо большая проблема – найти таких способных китайцев, которые правильно сделают комплектацию. Участники дискуссии предрекают неизбежный пересорт и инвентаризации, которые, видимо, станут на какое-то время постоянным кошмаром. Пока что АКОРТ вышел к Минпромторгу с инициативой добиться пролонгирования на месяц срока обязательной маркировки для обуви, которая придет на границу непосредственно перед 1 марта, а также добился того, что выгрузить заказанные коды из системы маркировки можно за 60 дней (для табачных изделий этот срок меньше).

Лариса Кузнецова. Фотография Натальи Бухониной, предоставлена организаторами SCM

Для реализации товара с кодом нужна и онлайн-касса с обновленной прошивкой. Иван Кириллин, исходя из опыта сервиса «Мой склад» обратил внимание на еще один дефект системы, который пока не исправлен. Если покупка совершается в интернет-магазине, и клиент платит картой, то онлайн-касса практически мгновенно присылает ему чек, но этот чек приходит без кодов маркировки, потому что система онлайн-оплаты его не предусматривает. А при продаже пары обуви надо делать выведение кода из оборота, но оно происходит только в тот момент, когда комплектовщик берет со склада именно эту коробку с кодом. А код маркировки в тот онлайн-чек, который уже ушел клиенту, дослать нет возможности. В идеальном варианте код должен сразу попадать в чек, который уходит в налоговую, но сейчас этого не происходит. Разработчики пока молчат… Поэтому владельцам интернет-магазинов посоветовали следить за новостями, которые все время появляются на сайте https://regulation.gov.ru/. Там вообще по теме маркировки уже сейчас очень много полезного. Кроме того, Иван Кириллин считает, что одна из первых задач - серьезное обучение персонала, который этим будет заниматься. Опять дополнительные расходы, хорошие программисты будут нарасхват и станут просить прибавку к зарплате, или придется покупать готовые решения, как у «Моего склада», например.

Спикеры посоветовали присмотреться к тем, кто работает с табаком или шубами: хоть какой-то опыт у них уже есть. Да, конечно. Но когда речь идет о шубе, дополнительные 3 доллара без особого ущерба «теряются» в 100 тысячах рублей. Но когда мы покупаем обувь за 2000 рублей, то лишние 3 доллара хорошо видны. Обувь носят все. Обувь изнашивается гораздо быстрее шубы. И проиграет, в конечном счете, покупатель, который раскошелится на эти самые дополнительные 3 (и более) доллара. Да, как утверждают создатели проекта, для легальных фирм высвободится сектор в несколько сотен миллиардов рублей. Это радует, хотя неоднократно упомянутый неубиваемый «Садовод», несмотря на всё, прекрасно торгует шубами. Но с появлением свободной ниши и конкуренция на рынке снизится за счет ухода небольших фирм и некоторых брендов. А снижение конкуренции всегда ведет к повышению цен. Поэтому в утверждение, что с введением маркировки выиграют и потребители тоже, пока как-то не верится.

Участники круглого стола по маркировке. Фотография Натальи Бухониной, предоставлена организаторами SCM

Впрочем, практика покажет все преимущества и слабые места проекта по маркировке. Дорогу осилит идущий, а нашим обувщикам и производителям других групп товаров легпрома предстоит непростой путь. Поэтому организаторы планируют продолжить обсуждение этой темы в ходе деловой программы выставки Sport Casual Moscow 5-7 августа.

Фотографии Натальи Бухониной. предоставлены организаторами SCM.

«« Предыдущая Все статьи 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 »» 19 Следующая »»
© RIA Moda 2010-2019 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте