Статьи
Выставка-ярмарка Белтекслегпром пройдет 29-31 марта 2017 года в Минске Рейтинг@Mail.ru

Проблемы модельного бизнеса в России

31.01.2012

Очередные российские недели моды не за горами. Однако профессионализм моделей, представляющих итог работы огромного количества тружеников индустрии моды, неизменно вызывает недоумение как у отечественных специалистов, так и зарубежных критиков. Рассмотрим основные этапы развития модельного движения в нашей стране, а также ознакомимся с мнением ведущих представителей отрасли о текущем состоянии дел и проблемах в модельном бизнесе.

Во второй половине XIX века основатель французской школы Высокого шитья Чарльз-Фредерик Ворт, заложил основы продвижения модных марок, первым организовав в салоне показы своих моделей для заказчиков. Первой манекенщицей принято считать супругу великого кутюрье. Также Ворт сотрудничал с влиятельными дамами, которые знакомили высший свет с новинками модного дома, что принесло свои плоды: Ворт стал поставщиком не только французского двора, монархий всей Европы, но и российского императорского двора.

Затем дело Ворта творчески развил Поль Пуаре, начавший свою карьеру в мастерской сыновей Ворта, Жана и Гастона. Продвижением марки Пуаре занимались не только светские львицы, но и актрисы. Великая Сара Бернар всю жизнь хранила верность творчеству Поля Пуаре, в котором сочетался парижский шик и соответствующее времени реформаторство в женском костюме, зачастую шокирующее общественное мнение своими экстравагантными предложениями.

Поль Пуаре устраивал турне коллекций модной одежды по столицам Европы. В 1911 году Поль Пуаре посетил Россию и сразил московскую публику невиданным ранее зрелищем – модным дефиле. На мастера произвело неизгладимое впечатление творчество популярной модистки Надежды Ламановой, имевшей в Москве свое роскошное ателье. Считалось, что платья от Ламановой опережали парижские моды и делали своих обладательниц необыкновенно эффектными. Надежда Ламанова входила в почетный список «Поставщиков двора Его императорского величества».

После Великой Октябрьской революции Ламанова приняла участие в становлении легкой промышленности Советской России. Ее многочисленные ученицы передавали уникальный опыт дореволюционных мастеров новому поколению специалистов. С ее помощью создавались первые советские журналы мод и первые предприятия по проектированию одежды, которым требовались женщины – демонстраторы модной одежды.

В качестве манекенщиц выступили ведущие артистки московских театров и яркие представительницы творческой интеллигенции: актрисы Александра Хохлова, Анель Судакевич, Лиля Брик, ее сестра Эльза Триоле. Все эти выдающиеся женщины были постоянными клиентками Надежды Ламановой.

Лиля Брик и Эльза Триоле в платьях Надежды Ламановой, 1925

Архив А Васильева ( Из книги Натальи Козловой «Магия русского стиля»)

Племянница Ламановой, прекрасный модельер Надежда Макарова, с 1934 года руководила Домом моделей треста «Мосбелье» (преобразованный в последствии в Московский дом моды), при котором существовал небольшой штат манекенщиц.

В 1935 году в Советский Союз в рамках Французской торговой выставки приезжала знаменитая Эльза Скиапарелли, которая посетила московский Дом моделей. Первый показ зарубежной моды в СССР стал поворотным моментом в развитии советской моды. Скиапарелли даже разработала костюм для советских женщин: маленькое черное платье, красный жакет и шляпку-берет. Из-за больших карманов комплект не был запущен в производство, тогда ассортимент Дома моды выглядел по-другому. Как вспоминала Скиапарелли: «Мне казалось, что одежда для рабочих должна быть простой и практичной, но я увидела настоящее буйство шифона, плиссе и оборок».

В 1944 году, когда завершение Второй мировой войны было уже не за горами, советское правительство решило организовать Общесоюзный дом моделей одежды под художественным руководством Анны Бланк. Это был методический центр для промышленных швейных предприятий со своим штатом манекенщиц. Одной из первых моделей легендарного Дома моделей принято считать удивительную Валентину Яшину, которая на протяжении 50 лет не уставала поражать своей статью и красотой сотрудников Дома моделей и зрителей, посещавших регулярные общедоступные показы мод.

Следующим поворотным моментом как в развитии российской моды, так и модельного движения, стал Молодежный фестиваль 1957 года, всколыхнувший интерес советской молодежи к новым модным типажам. В 1959 году состоялся исторический визит делегации Дома Christian Dior во главе с юным Ив Сен-Лораном. За 4 дня показов 12 тонких, необычайно грациозных манекенщиц продемонстрировали 120 комплектов модной одежды в стиле new look. В демонстрационных залах ДК «Крылья Советов» прошло 14 показов, на которых побывало 11 тысяч зрителей, и было распылено 12,5 литров духов. Каждая манекенщица выходила на подиум 140 раз.

Показ во Дворце спорта «Крылья Советов». Июль, 1959

Из книги Натальи Козловой «Магия русского стиля» 

Ирина Крутикова в одном из своих интервью вспоминала о французских послах моды: «Манекенщицы были существенно ниже ростом, чем теперешние, но столь тоненькие и легкие в пышных нарядах, так грациозно двигались по сцене, что производили впечатление актрис. На подиум они выходили по одной, двигались довольно быстро и так изящно показывали многочисленные юбки, что не было ощущения фривольности и избыточной игривости».

В архивах Christian Dior сохранилось воспоминание г-на Руэ, генерального директора Дома Christian Dior, посетившего в ходе этой поездки Общесоюзный дом моделей одежды, о советских манекенщицах он написал так: «Я посетил Дом моделей - центральный дом советской моды. Я присутствовал на показах моделей, очень милых, очень красивых девушек, которые поразительно хорошо двигались. Когда я вышел из Дома моделей после показа, я задержался, чтобы поболтать с директорами, и у дверей встретил моделей, которые садились в машину. Я задал вопрос: разумеется, их отвезут домой? Нет, их везли на завод в пятнадцати километрах отсюда, где они должны были представить коллекцию рабочим. Затем они направлялись с московского аэродрома в Архангельск, чтобы показать ту же коллекцию за полярным кругом. Согласитесь, это поразительно!».

Ирину Крутикову тогда поразил не столько показ, сколько то, что она увидела за кулисами: «Мой отец должен был как официальное лицо пройти за кулисы, чтобы поблагодарить участников показа. Естественно, что я тоже пошла, чтобы все рассмотреть. Сначала почувствовала аромат духов, менее заметный в зале. Манекенщицы выстроились в ряд. Там же стояли все помощники. Поразил безупречный порядок. Все вещи были уже развешаны или находились в коробках. Мне разрешили посмотреть и потрогать наряды. Не стоит даже говорить, что отделаны они были великолепно и снаружи, и изнутри. Для студентки это был урок качества работы и культуры показа».

В истории модельного бизнеса России навсегда будут сохранены имена выдающихся манекенщиц советского времени. В 1960-70 годах самыми популярными были: Регина Збарская, Янина Черепкова, Лилиана Баскакова, Людмила Романовская, Наталья Медведева, Румия, Лека (Леокадия) Миронова, Надежда Жукова, Светлана Самсонова. Также нельзя не упомянуть одного из немногих мужчин-моделей Лева Анисимова, проработавшего в Общесоюзном доме моделей одежды более 30 лет.


Манекенщицы ОДМО в нарядах Славы Зайцевав русском стиле на Красной площади, 1965

Архив Дома Slava Zaitsev ( Из книги Натальи Козловой «Магия русского стиля»)

Вера Тугова, руководитель школы моделей «Стиль» (1995 - 2007 г.г.), руководитель деловой программы выставки «Текстильлегпром», проектов «Экзерсис» и «Мода России» специально для ИА «РИА Мода» отметила: «Модельный бизнес в нашей стране своими корнями уходит в то время, когда мы еще назывались СССР. Первые советские манекенщицы работали в конкретных Домах моделей, непосредственно на них шились коллекции, которые они и представляли на подиуме и в ряде журналов мод. И тогда не существовало понятия модельный бизнес.

Архив Евгении Хартлебен-Куракиной

На показе.

Архив Евгении Хартлебен-Куракиной

Этот бизнес стал реальностью незадолго до распада СССР, когда в 1989 году было создано первое модельное агентство Red Stars Татьяной Кольцовой, которое стало заниматься профессионально поиском моделей, обучением и обеспечением работой как у нас в стране, так и за рубежом. Во многом перенимался и копировался опыт ведущих мировых агентств. К моделям предъявлялись жесткие требования: определенные каноны внешности, рост, параметры, манеры. Главным в работе агентства был принцип высокого профессионализма. 

Мода подобна реке времен, несущей свои воды вдоль берегов истории. И всегда несет в себе отражение общественных процессов. Советские манекенщицы не могли работать за рубежом просто в силу того, что была закрыта страна, и они не имели возможности свободно выезжать за границу. А с середины 90-х годов после распада СССР мы стали открыты для мира. Также, с одной стороны, расширились возможности производства одежды и необходимость ее рекламы, появилось многообразие стилей, с другой стороны, все стали с наслаждением стали играть в моду, поскольку она была долгие годы «запретным плодом», появилось много недель моды, шоу, конкурсов и т.п. Соответственно профессия модели стала востребованной. Как грибы после дождя стали открываться и агентства моделей. Это первый аспект, являющийся отражением процессов внутри страны. Второй же аспект связан с тем, что примерно к 1995 году дизайнеры с мировыми именами начали выступать против диктата топ-моделей, таких как: Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Кристи Терлингтон, Синди Кроуфорд, Надя Ауэрман и Клаудиа Шиффер. Поскольку внимание прессы и публики сосредоточивалось не на одежде, а на том, сколько суперзвезд участвует в шоу. Кельвин Кляйн в очередной рекламной компании представил миру Кейт Мосс, одновременно на подиум вышли и другие новые модели: Крис Мак-Менами, Стелла Теннат, Амбер Валетта. Появился спрос не столько на классическую красоту, которой обладали первые топ-модели, сколько на выразительность и своеобразие. И, как следствие всех этих процессов, на подиумах мира появились «вторая волна русских красавиц». Конечно, не все из них смогли удержаться, в силу отсутствия «исторического опыта» работы, по сравнению с западными моделями».

В 1980-90 годах самыми знаменитыми русскими манекенщицами принято считать Марину Агафонову, Людмилу Исаеву и Татьяну Сорокко. Но настоящий прорыв русских моделей стал возможен после побед наших девушек на профессиональных конкурсах Elite Model Look. Топ-моделями постсоветского периода 1990-2000 годов стали: Кристина Семеновская, Ирина Пантаева, Диана Ковальчук, Татьяна Завьялова и Ольга Пантюшенкова, Ирина Бондаренко и Наталья Семанова. В 2000-10 годах гремят имена следующих российских тор-моделей: Наташа Водянова, Ев­гения Володина, Анна Вялицына, Са­ша Пивоварова, Наташа Поли (Полевщикова), Катя Щекина, Влада Рослякова, Катя Кокорева и многих других.

Екатерина Рогова, топ-модель Модельного агентства Вячеслава Зайцева в 1992-2001 годах

Архив Екатерины Роговой

Однако при обилии топ-моделей русского происхождения на западных неделях моды и в многочисленных рекламных компаниях ведущих дизайнерских марок, на российских неделях мы наблюдаем недостаточный профессионализм манекенщиц. Этот момент Вера Тугова комментирует так: «Как я уже говорила, в 90-е годы был бум на открытие модельных агентств. Моделей «штамповали», всех независимо от параметров и внешних данных обещали сделать красавицами, обеспечить работой, только пройди курсы обучения и закажи портфолио. Многие школы моделей никак не были привязаны к агентствам. Они вели теоретическую подготовку, не обеспечивая моделей реальной практикой. Должной подготовки не велось и не ведется. Сегодня, практически профессионально моделей готовит только «Модельное агентство Славы Зайцева».

Екатерина Рогова, топ-модель Модельного агентства Вячеслава Зайцева в 1992-2001 годах 

Архив Екатерины Роговой

Екатерина Рогова, топ-модель Модельного агентства Вячеслава Зайцева в 1992-2001 годах, специально для ИА «РИА Мода» отметила: «Школа Зайцева всегда была самой сильной. В ней преподают люди, которых взрастил непосредственно В.М.Зайцев, повторюсь не просто закончили у него школу (как сейчас часто бывает: закончил курсы, и все…я преподаватель дефиле), а отучившиеся и проработавшие не один год в Театре Моды. Все занятия курирует Егор Зайцев или сам Вячеслав Зайцев, поэтому самодеятельности быть не может…

Школа должна основываться непосредственно на тех предметах, которые пригодятся в данной профессии. На сегодняшний день, очень много школ, которые занимаются просто сбором средств, для своего агентства. По моему, в школу моделей, приходят люди, желающие заниматься данной профессией, а не открыть в себе талант хореографический или вокальный. Для общего развития такие дисциплины, конечно, хорошо, но для моделей это не к чему. Модели должны правильно донести образ до зрителя и показать одежду с лучшей стороны, а не демонстрировать себя любимую, не обращая внимания, что на мне одето и для чего…».

Вера Тугова видит проблему недостаточного профессионализма моделей в следующем: «Зарабатывая на обучении модели, школы часто не «затачивают» ее на успех. Они свое уже взяли. А ведь чтобы стать преуспевающей моделью, недостаточно иметь рост не ниже 175 см, хорошо сложенную фигуру, «идеальную внешность в данный момент», модель должна обладать индивидуальностью, уверенностью в себе, самоотверженностью, дисциплинированностью, рядом уникальных качеств, присущих только ей, иметь мотивацию, соответствующий менталитет, исключительное упорство и выносливость, широкий кругозор. Все ее действия должны быть профессиональны как на работе, так и вне работы. Играют роль даже такие мелочи, как то, что ест модель на закуску или на какую вечеринку идет. Не случай помогает топ-модели добраться до вершины, а профессионализм во всем. Отсутствие даже одного из перечисленных выше качеств оборачивается чаще всего «провалом карьеры» на каком-то из ее этапов. Я же часто в нашей российской действительности наблюдаю, что модели не только об этих качествах не знают, но и не умеют сделать стоп-остановку перед камерой, создать образ коллекции, т.е. не имеют даже элементарной пластической и технической подготовки. Либо «ковыляют» с грустным и безразличным выражением лица, либо проносятся как «лошади» по подиуму. После таких проходок-пробежек мне бывает очень сложно подобрать фотоматериал для СМИ: нет гармоничных пластических поз, модели без образа – безобразны!!! Страдает заказчик, поскольку большую часть его коллекции нельзя напечатать, не получает популярности и сама модель. Что? – модель не нуждается в раскрутке своего имени или ей это совсем не нужно? Здесь и вина агентства, которое выпускает неподготовленную модель на подиум, порой не имеющей даже требуемых физических данных и фотогеничности, вина и самой модели, которая не стремится к профессиональному подходу в работе.

Вера Тугова, руководитель  школы моделей «Стиль», 1996

Архив Веры Туговой

Деятельность модели – это всегда творческий процесс и модель должна быть постоянно готова перевоплощаться в соответствие с требованиями заказчика. Поскольку мы живем в эпоху «fast-food» во многих областях, в экономически нестабильном обществе, в котором все стремятся взять как можно больше сегодня и сейчас, к сожалению, и обучение в школах моделей относится к этой категории быстро! Быстро! Быстро!!! Содержание и принципы обучения в школе моделей, знаю не понаслышке. Когда в 1995 году мною при поддержке В.М. Зайцева был основан конкурс молодых дизайнеров «Экзерсис», одновременно была открыта и школа моделей «Стиль», которая просуществовала более 10 лет.

Манекенщицы школы моделей «Стиль» на конкурсе «Экзерсис», 1999.

  Архив Веры Туговой

Мною была разработана авторская программа обучения профессии модели, которая включала следующие предметные циклы: дефиле (техническое, кастинговое и образное дефиле, хореография, пластика), основы создания образа (основы актерского мастерства; стиль и мода; визаж, макияж, прическа; имиджелогия; физиология питания); культура общения и поведения (этикет, психология общения, культура речи); основы модельного и рекламного бизнеса. На основе этого опыта по запросу Министерства образования были разработаны программы обучения по профессиям демонстратор моделей одежды, причесок (манекенщица) и демонстратор пластических поз (фотомодель)».

Показ компании Жак Дессанж, модельная школа «Стиль», 1999.

Архив Веры Туговой


Показ компании Жак Дессанж, модельная школа «Стиль», 1999.

Архив Веры Туговой

Последствия кризиса больно ударили по всем отраслям экономики. Вера Тугова рассказывает об изменениях, произошедших в последние годы в модельном бизнесе: «Сегодня в России существует более 2500 модельных агентств, в которых работает 125 000 моделей. На российском рынке, в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре и других крупных городах, представлено компромиссное решение проблемы – при многих агентствах есть школы, но существуют и независимые центры подготовки моделей. Многие специалисты сходятся во мнении, что все-таки наиболее оптимальный вариант – школа при самом модельном агентстве, которая реально занимается подготовкой моделей под свои задачи, а не выкачивает деньги за пребывание в ней. Только в одной Москве действует более 75 агентств. В Москве модельных школ вне агентства с хорошей репутацией не более трех.

Кризис еще более усугубил ситуацию с демпингом цен на услуги недобросовестными агентствами, хотя эта ситуация в России существовала всегда. Понизились зарплаты моделей. В силу кризиса в индустрии моды, «сдачи» отрасли в угоду вступления в ВТО, меньше стало «чистой работы», размываются сферы оказания услуг модельными агентствами. Сегодня профессия менее популярна, чем 10 лет назад. И это также отразилось на профессионализме моделей».

Несмотря на ряд негативных тенденций и существующие проблемы, Вера Тугова не теряет оптимизма: «Пока в России будет существовать «нефтяная и газовая трубы» и не будет оказываться государственная поддержка предприятиям индустрии моды или не снято с них непомерное налоговое бремя, цивилизованного модельного бизнеса в России не может быть по определению, как впрочем, и любого другого. И, все же надеюсь, что Россией будут еще править мудрые руководители, которые поймут, что индустрия моды – это «россыпь бриллиантов» и их тоже нужно собирать. И мир спасет красота!»

Просмотров: 13859
«« Предыдущая Все статьи 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 »» 15 Следующая »»
© RIA Moda 2010-2017 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте