Статьи
+7 965 357 95 50
info@riamoda.ru
Рейтинг@Mail.ru

Digital-одежда: будущее уже наступило

2020-10-02 12:00:34

Дискуссия «Есть ли будущее у digital-одежды?» состоялась 16 сентября. На мероприятии побывала Екатерина Барнаулова. корреспондент ИА «РИА Мода».

Руководил обсуждением модератор Роман Ефремов, основатель шоу-рума ERD, президент ассоциации «Недели моды России».

В дискуссии приняли участие спикеры:

  • Светлана Алексеева, PR-директор бренда Alena Akhmadullina;
  • Регина Турбина, дизайнер цифровой одежды и 3D-модельер;
  • Карина Евтешина и Екатерина Царева (online), дизайнеры, сооснователи концептуального бренда Rabbithole;
  • Даниил Костышин, дизайнер, создатель и руководитель бренда Daniil Kostyshin;
  • Наталья Сушенко (online), дизайнер, создатель бренда Alena Sushchenko.

Диджитал-одежда. Статья проиллюстрирована стоп-кадрами видеосъемки ИА «РИА Мода».

По сути, название дискуссии, наверное, лучше было бы сформулировать так: «Будущее уже наступило, а мы где?». И вот приятный сюрприз, прямо как в песне – «мы впереди планеты всей»! Хотя не совсем, конечно, но, как минимум, в первых рядах, и отставать явно не собираемся.

В мире о виртуальной одежде заговорили примерно лет пять назад, как только начали появляться и завоевывать популярность у подписчиков виртуальные инфлюэнсеры – созданные с помощью компьютерной графики персонажи, ведущие активную «жизнь» в соцсетях. Их надо было во что-то одевать, при этом одежда должна выглядеть реалистично. А почему бы не одеть в такую же одежду и реального человека? И 3D-дизайнеры начали сотрудничать с брендами, выпуская капсульные коллекции, которые стали иметь успех. Тем более, что концепция совпала с мировым эко-трендом: мы не производим одежду, мы не загрязняем окружающую среду и заботимся об экологии. И если вам нужна одежда только для того, чтобы презентовать новый лук в соцсетях, то вот вам она. Сильный толчок развитию digital-одежды дала пандемия, поневоле заставившая модные дома и бренды уйти в виртуальную реальность.

А что у нас? То же самое. И дизайнеры, и бренды стали искать применение своим сотрудникам, сидящим на карантине. Светлана Алексеева: «Мы начали заниматься самообразованием, читать тренд-прогнозы, погрузились в тему тренд-аналитики. И там везде присутствовала тема цифровой одежды. Изучив ее, мы поняли, что это – наше будущее, и решили, что нам нужно срочно к этому будущему присоединяться. Мы объединились с одним из ведущих разработчиков по этой теме на русском рынке - компании Malivar». Для справки: Malivar – как раз та компания, которая создает виртуальных персонажей, и именно ей принадлежит один из самых известных в России digital-инфлюэнсеров – девушка Aliona Pole, на блог которой подписаны около тридцати тысяч человек. У бренда Alena Akhmadullina в этом году планировался юбилейный показ, и пять луков из этой коллекции представила именно Aliona Pole. Примерно такая же история у Rabbithole.

Светлана Алексеева. Статья проиллюстрирована стоп-кадрами видеосъемки ИА «РИА Мода»

Карина Евтешина: «Мы занимаемся вязаным трикотажем, и с цифровой одеждой столкнулись только в этом году, в карантин. Мы сделали, естественно, 3D-показ, потому что у нас просто не было другой возможности показать нашу новую коллекцию».

Дизайнеру Наталье Сушенко тоже пришлось поневоле виртуально демонстрировать свою коллекцию на Mercedes-Benz Fashion Week Russia, потому что границы были закрыты, а мероприятия не проводились.

Начали, попробовали. Как оценили и что дальше? Взгляды дизайнеров схожи только в основных чертах: да, интересно, но дальше они демонстрируют разные подходы. Самым пессимистичным выглядит мнение Натальи Сушенко, которая не видит особой перспективы в развитии digital-одежды, за исключением тех случаев, когда это касается людей, вся работа и бизнес которых связаны с интернетом. В Rabbithole считают, что они приобрели интересный опыт, но вряд ли пока повторят его, так как передать в 3D особенности вязаного трикотажа крайне сложно. Хотя оба дизайнера видят в новом направлении широкое поле для развития небольших брендов. Даниил Костышин вообще считает, что digital-одежда – это всего лишь один из приемов продвижения бренда, дополняющий уже существующие: «Мы становимся мобильны, и нам надо сделать себе жизнь проще. Мы не живем в мире, где вдруг появилась digital-одежда, мы живем в мире, где у нас просто теперь есть еще одна возможность стать лучше. Как это будет происходить, это уже задача позиционирования бренда». В Alena Akhmadullina виртуальная коллекция сначала рассматривалась скорее как имиджевый шаг и возможность заявить о бренде-новаторе, о бренде, смотрящем в будущее. Но потом команда вдохновилась темой digital-одежды, и было принято решение обязательно продолжать и встраивать это направление в бизнес-модель бренда. Первая коммерческая капсульная коллекция была выпущена уже в апреле, а летом бренд запустил продажи 3D-одежды на сайте alenaakhmadullina.ru. Сейчас в работе следующая капсула, там порядка 25 моделей, и есть уже первые продажи.

И тут мы подходим к одному из самых ключевых моментов в данной истории. Как правильно отметил Роман Ефремов, «когда мы говорим о перспективах работы с цифровой одеждой, надо понимать, что digital-одежда – это, в первую очередь, бизнес. Перспектива у цифровой одежды появляется, когда мы начинаем измерять ее в деньгах, когда она начинает работать с какими-то цифрами, и мы понимаем, что это – некая доля на рынке продаж. Пока эти цифры мы не можем назвать, потому что их просто нет, эти цифры меньше 1% даже во всем мире. Перспективы цифровой одежды стоит оценить с этой точки зрения».

Диджитал-модель Даниила Костышина. Статья проиллюстрирована стоп-кадрами видеосъемки ИА «РИА Мода»

Если у брендов продажа виртуальной коллекции была вторична по сравнению с продвижением самой марки, то дизайнера Регину Турбину по праву можно назвать первопроходцем продаж digital-луков. У Регины Турбиной есть свой бренд Ophelica, специализирующийся на одежде из натуральных тканей, но всероссийскую славу ей принес не он, а первая продажа в России digital-лука. И хотя покупателем стал медиа-директор «Яндекса» Даниил Трабун – сам из мира digital – первое место Регина завоевала по праву. И здесь мы уже можем говорить о примере развития проекта, в чистом виде связанного с digital-одеждой, потому что у Регины Турбиной отправной точкой стал не уже существующий реальный бренд, а потребность пользователя в новом виртуальном образе. «Я давно знала о программах, в которых можно сделать цифровой лук, потому что во время учебы в институте я, как дизайнер, все делала в них. Потом я узнала, что цифровые вещи можно примерять на фото, вытаскивать их в дополненную реальность. Я изучила программы и начала создавать цифровую одежду». После этой исторической покупки тема цифровой моды стала у нас очень популярной, у Регины появилось много заказов на создание уникальных цифровых образов. Их количество росло, а вскоре появились заказчики, которые не хотели делать индивидуальные костюмы, так как это занимало много времени и сил. Они просили примерить то, что уже есть и что стоило, естественно, дешевле. Тогда Регина решила, что нужно сделать сайт для быстрой примерки и покупки готового, потому что в портфолио дизайнера к тому времени уже набралось какое-то количество цифровых вещей. Но к тому моменту вокруг Регины Турбиной стало формироваться сообщество дизайнеров цифровой одежды, и ей захотелось тоже привести их на сайт. «Я подумала, что если бы мы объединились, у нас было бы потрясающее место, чтобы предоставить возможность покупателям выбрать из большого количества цифровых луков. А у дизайнеров было бы место, чтобы показать свои коллекции и найти потребителя». Так почти пять месяцев назад родился проект replicant.fashion, который продолжает наращивать количество заказов. Пришло время даже подводить первые итоги и делать предварительную аналитику. Регина Турбина: «У нас уже есть портрет среднего потребителя. Сейчас мы развиваемся не только в теме наложения луков на фотографии, но мы исследуем тему взаимодействия с цифровой одеждой на разных уровнях. Я консультирую стартаперов, которые приобретают приложения, где можно примерить цифровую одежду и понять, как она на тебе сидит. Мы пытаемся найти продукт, который сделает моду экологичнее и будет нужен потребителю».

Если все так неплохо, то встает закономерный вопрос: а есть ли у digital-одежды перспектива перетянуть к себе какую-то часть рынка обычной одежды?

Роман Ефремов считает, что, может быть, на развитие этого тренда влияет не столько альтруистский взгляд на заботу о сохранении жизни на Земле, сколько желание человека остаться наедине с собой, усталость от коммуникаций и стремление убежать в свою нору. И уже из нее презентовать свой прекрасный (или приукрашенный?) образ внешнему миру, при этом не вступая с последним в прямой контакт.

Регина Турбина: «Пока рано делать выводы. У нас есть достаточное количество покупок и есть клиенты, которые совершили несколько покупок, что говорит о заинтересованности человека в пользовании такой услугой на постоянной основе. Это дает шанс развития этой индустрии в целом. Но, все равно, пока рано говорить о перспективах. Лучше говорить о том, что технологии могут помочь человеку более качественно взаимодействовать с физической одеждой. Изначально программы для создания цифровой одежды были разработаны для производства, чтобы более качественно производить одежду в физическом мире, чтобы лучше отработать все лекала, посадку, все это распечатать, отшить или вырезать на лазерном станке. Поэтому сейчас стоит вопрос скорее о налаживании связей физической одежды и цифровой».

Регина Турбина. Статья проиллюстрирована стоп-кадрами видеосъемки ИА «РИА Мода»

Карина Евтешина: «Мы думаем о том, чтобы делать виртуальную одежду, в принципе, это очень интересно. Но сказать однозначно, что у этого есть большое будущее, я пока не могу». Екатерина Царева: «Возможно, будет какой-то всплеск использования digital-одежды блогерами, потому что это выглядит интересно и здорово на виртуальной картинке. Но, мне кажется, что человек по-прежнему хочет получать удовольствие и впечатления от покупки в живом мире. Я не думаю, что digital победит».

Даниил Костышин: «Digital-одежда для меня – не конкурент на рынке. Для меня это еще один инструмент, как Instagram, TikTok, видео или фото. Это вообще не одежда, и я ее рассматриваю только с точки зрения экономики – как она мне поможет продать больше моей одежды, как она мне поможет больше зарабатывать».

Даниил Костышин. Статья проиллюстрирована стоп-кадрами видеосъемки ИА «РИА Мода»

Наталья Сушенко: «В настоящей одежде есть много свойств утилитарности, которые мы при всем желании не можем перенести в digital. Смотреть на 3D-одежду забавно, но пока технология не достигла того уровня, чтобы заменить тактильные ощущения и даже передать текстуру».

Как мы видим, дизайнеры не сильно склонны к оптимизму. Хотя есть и более радостные прогнозы.

Светлана Алексеева: «К digital-одежде надо относиться как к динамично развивающемуся бизнес-направлению, которое сейчас, может, еще работает не так и не на полную мощность, но у него есть огромная перспектива, и мы просто не можем это отрицать. Потому что, во-первых, это преимущество в работе с реальной одеждой, во-вторых, digital вообще – это уже настолько огромная часть нашей жизни, что в дальнейшем она будет только расти… И это не вопрос того, что мы, как отшельники, будем сидеть дома, это вопрос удобства. Это сильный инструмент маркетинга и PR, это вопрос контента, очень важный для людей, которые имеют дело с Интернетом».

Время покажет, чей прогноз верен. А пока что резюме дискуссии подвел Роман Ефремов: «В прошлом году в России было продано одежды на 2 триллиона 300 миллиардов рублей. Если хотя бы 1% от этого объема только нашего внутрироссийского рынка перейдет в digital, то это будут огромные цифры. Я думаю, что эта перспектива неизбежна».

***

Дискуссия «Есть ли будущее у digital-одежды?» состоялась в рамках деловой программы VIII Международной выставки тканей и текстильных материалов «Интерткань-2020.Осень».

Статья проиллюстрирована стоп-кадрами видеосъемки ИА «РИА Мода».
«« Предыдущая Все статьи 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 »» 20 Следующая »»
55-я федеральная оптовая ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности «Текстильлегпром» пройдет в Москве с 16-19 февраля 2021 года
© RIA Moda 2010-2020 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте