Международная выставка легкой и текстильной промышленности «Индустрия моды». Осень 2018
Статьи
+7 965 357 95 50
info@riamoda.ru
Уральская торговая ассамблея пройдет в Челябинске с 3 по 6 октября 2018 года Morocco Style - Международная выставка текстиля и аксессуаров пройдет с 28 по 31 марта 2019 Рейтинг@Mail.ru

Спорт и мода. Немного истории

2018-01-31 13:01:23

23 января, в рамках V выставки-презентации спортивной, повседневной и туристической одежды, обуви, аксессуаров и оборудования Sport Casual Moscow состоялся круглый стол на тему: «Практический опыт работы российских фабрик с российскими и международными спортивными командами». Кто одевает российские спортивные команды? Из чего состоит комплект участника национальной сборной? Кто может стать субподрядчиком в производстве спортивной униформы? На эти и многие другие вопросы давали ответы участники дискуссии: владельцы и топ-менеджеры крупных российских брендов, производственных компаний, экипировочных центров, представители Минпромторга. 

Не обошлось и без истории, за которой мы обратились к директору Государственного музея спорта, кандидату исторических наук, члену Общественной палаты РФ Елене Истягиной-Елисеевой. Представляем вашему вниманию ее статью «Спорт и мода».

Идеалы красоты менялись на протяжении всей истории человечества. В разные периоды популярные представления о прекрасном весьма серьезно варьировались. Изменения эти обычно имели весьма приземленные экономические причины. Чума XIV века унесла от трети до половины населения Европы. Оставшиеся были измождены и рахитичны — в моду вошли худые красавицы со скалиозным позвоночником, бритыми лбами в архиконсервативных платьях. Период Возрождения подарил относительное благополучие — мода отозвалась интересом к пышным красоткам с обильными формами и не менее обильными излишествами в костюме. Мода всегда вторила изменениям в экономике и социокультурной обстановке конкретного исторического периода.

В этом отношении один из самых занимательных исторических этапов — конец XIX – начало XX века.

XIX век с самого его начала выдался для Европы весьма бурным. Несколько кровопролитных войн выкосили изрядное количество мужского населения. Оставшиеся мужчины не стремились рано вступать в брак в связи с экономическими кризисами, которые приключались с незавидной регулярностью в 8–12 лет. Возникла поистине уникальная ситуация, когда во всех европейских странах резко возросла нехватка здоровых работо- и боеспособных мужчин. Откуда бы их взять? Вариант первый — путем традиционного прироста населения, за счет увеличения рождаемости. Вариант второй — открыть некоторые сферы деятельности для женщин.

Именно сложившаяся ситуация является предтечей замены идеала хрупкой эфемерной красавицы периода романтизма на деятельную и крепкую особу начала XX века.

Чемпионки России Анна Бонич-Знаменская (слева) и Мария Поддубная

Если в начале викторианской эпохи попытки женщин активно заниматься спортом вызывали бурное порицание со стороны широкой общественности (предпринимались даже попытки правового, юридического запрещения женского спорта), то постепенно на протяжении XIX века сформировались «буферные», социально одобряемые формы физической активности женщин, среди которых первое место заняла гимнастика. К концу столетия возросла популярность физических упражнений среди представительниц обеспеченных классов, являясь во многом данью моде. Соответственно увеличилось количество диетврачей, массажистов, специалистов по лечебно-оздоровительной гимнастике. Начала складываться целая индустрия здоровья и красоты.

Спортивные тренажеры. Изображения предоставлены Еленой Истягиной-Елисеевой

До некоторого времени «слабая природа женщин» была мощным и убедительным основанием их подчиненности и ограничения социальной активности.

Но изменения в обществе, урбанизация и индустриализация существенно воздействовали на положение женщин во второй половине XIX века. Дам из малоимущих слоев стали охотно нанимать на производство. Да и в целом отсутствие политических прав и экономической защищенности давало широкие возможности для эксплуатации.

Изменения социального статуса женщин имело также отражение в смене представлений о красоте и моде.

Велосипед и коньки. Изображения предоставлены Еленой Истягиной-Елисеевой

В начале-первой половине XIX века богатая, экстравагантная и сдерживающая одежда стала материальным символом достатка, но она же вызывала дискомфорт, болезни, сдерживала любую двигательную активность. Американский экономист, социолог, публицист и футуролог начала XX века Веблен Торстейн Бунд (Veblen Thorstein Bunde) отмечает вредные последствия корсета: «Корсет, в экономической теории в основном средство калечения, которому подвергается женщина с целью понижения жизнеспособности и очевидной непригодности для работы. Корсет скрадывает индивидуальные достоинства носящего. Но эта потеря ничто, по сравнению с приобретенной респектабельностью, постоянный спутник которой — немощь, болезненность, худоба и дороговизна… Это настолько укоренилось, что женственность дамы вращается непосредственно вокруг ее питания… Все это превращается в непреодолимую помеху полезной активности женщин».

Длительное время дамы Америки и Европы, по выражению того же Веблена, предпочитали оставаться «респектабельными, нездоровыми и неподвижными». Поощрялись «респектабельные игры», например, крокет, кегли, адаптированные формы тенниса и бадминтона. Мужчины последовательно укрепляли собственное превосходство в спортивных играх — женщинам отводилась лишь роль зрителя.

Теннис и фехтование. Изображения предоставлены Еленой Истягиной-Елисеевой

В середине XIX века крокет становится самым модным времяпрепровождением в англосаксонской культуре. Игра стала настолько популярна, что едва ли находился дом с лужайкой, где не было бы набора для крокета. Крокет был прежде всего социальной игрой, которая могла быть использована обоими полами для совместного общения. Гравюры, печатные издания и фотографии последней трети XIX века несут интересную информацию, подтверждающую первостепенность социальной, а не спортивной функции крокета. Например, книга Брайена Доббса о жизни буржуа в викторианскую эпоху содержит около пятидесяти иллюстраций, в том числе интересное изображение такого «спортивного» сюжета: Принц Уэльсcкий с партнершей на лужайке для тенниса. Дама, несомненно, носит корсет, модную пару ботинок и элегантную шляпку. Вся ее одежда сковывает движения так, что она явно не способна перемещаться по корту.

«Спортивная» экипировка обеспеченных дам представляла собой лишь декоративное оформление, а активный досуг ни в коей мере не предполагал энергичного действия, свойственного спортивной игре сегодня. В целом, «спортивная» функция женщин исчерпывалась наблюдением.

Хотя спортивная активность представителей средних классов первоначально была данью моде и попыткой скопировать времяпрепровождение высших слоев общества, постепенно она становится одним из необходимых компонентов «хорошего» воспитания для всех девушек из обеспеченных семей.

Например, распространение тенниса началось как одна из модных форм респектабельного досуга. Вскоре теннис превратился в популярнейшую игру, новый и приятный путь для обеспеченных дам продемонстрировать изысканное воспитание и один из главных способов подобрать достойного мужа для молодых девушек. Английский историк Магретсон описывает теннисные вечеринки высшего общества в Кембридже в 80–90х гг. XIX века. К этому периоду увеличилось число женщин, серьезно увлеченных теннисом, специально совершенствующих двигательные навыки.

Теннис. Изображения предоставлены Еленой Истягиной-Елисеевой

Чем большее количество женщин играло, тем более энергично стал обсуждаться вопрос о пользе и необходимости двигательной деятельности.

Изменение социального статуса женщины закономерно повлекли за собой изменения представлений о красоте и моде. Периодическая печать, которая к середине века становится инструментом формирования общественного мнения, активно участвует в обсуждении деятельной роли женщины.

Так, например, российский «Вестник воспитания» за 1860 г. печатал заметку «Краткие понятия об анатомии и физиологии человека», где сообщались неутешительные результаты медицинских осмотров девушек из различных учебных заведений. Возмущаясь махровым невежеством самих учениц и их взрослых опекунов, автор, в частности, говорил, что «девицы из соображений утонченности специально вырабатывали в себе привычку опустошать желудок не более чем раз или два в неделю».

Все чаще в прессе появляются аргументы в пользу естественной красоты: помимо того, что женские платья негигиеничны и отрицательно влияют на самочувствие, ношение одежды в угоду моде и мнению общества, несомненно, унижает человеческое достоинство женщины. Окончательная «победа над корсетом» состоялась в начале XX века, когда активный досуг и увлечение спортом содействовали не только изменению идеалов красоты, но и в значительной степени повлияли на моду, положив начало поистине революционным изменениям женской моды в XX веке.

1-ая сборная команда Москвы по гимнастике (девушки на брусьях), 1934. Изображение предоставлено Еленой Истягиной-Елисеевой

***

Государственный музей спорта был создан в 1987 году постановлением Совета министров СССР и возрожден в 2000 году — благодаря усилиям Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, энтузиазму команды спортивных историков и специалистов в сфере спорта и молодежной политики. На сегодняшний день ФГБУ «Государственный музей спорта» — это более 80 000 уникальных экспонатов, которые символизируют традиции и славу отечественного спорта. Здесь своего рода «квинтэссенция» спортивных ценностей и раритетов — по «плотности» предметов на кв. м Государственный музей спорта занимает первое место среди спортивных музеев мира. В залах и фондах музея сосредоточено более 60 000 предметов на 450 кв. м, причем 300 из них не имеют аналогов в мире.

Изображения предоставлены автором.

«« Предыдущая Все статьи 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 »» 17 Следующая »»
© RIA Moda 2010-2018 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте