Блоги
+7 965 357 95 50
info@riamoda.ru
Форум «Евразийская неделя» пройдет в Ереване с 22 по 24 октября 2018 Выставка - ярмарка «Модный сезон» пройдет в Челябинске с 1 по 4 ноября 2018 года Рейтинг@Mail.ru

Экспозиция “Оружейное искусство Ближнего Востока XV - XIX веков” в Государственном Эрмитаже

23.12.2014

В декабре 2014 года в Белоколонном зале Зимнего дворца открылась новая постоянная экспозиция “Оружейное искусство Ближнего Востока XV - XIX веков”, где представлено оружие Аравии, Османской Турции, Северной Африки и Ирана. Включение в экспозицию предметов, созданных мастерами Кавказа и Средней Азии, не относящихся в полной мере к данному географическому понятию, обусловлено крепкими связями оружейной традиции этих регионов с исламскими странами Ближнего Востока.

Значительная часть оружейного собрания Эрмитажа сформировалась в первой половине XIX века на основе личной коллекции императора Николая I, с 1834 года находившейся в Арсенале в Царском Селе. Ее пополнение осуществлялось за счет подарков зарубежных правителей, дипломатов, военных деятелей; сюда поступали также предметы, взятые в качестве трофеев в многочисленных войнах, которые Россия вела на Ближнем Востоке, Средней Азии и на Кавказе. Важным источником расширения собрания были частные коллекции. В 1885 - 1886 годах по решению императора Александра III собрание Царскосельского Арсенала было перемещено в Эрмитаж. Важным этапом в истории эрмитажной коллекции оружия стал период после событий октября 1917 года - в музей начали поступать национализированные частные собрания, важнейшим из которых стало собрание графа С.Д. Шереметева. В последующие годы оружейная коллекция Эрмитажа пополнялась в основном через Закупочную комиссию музея, не прекращается этот процесс и по сей день.

Главным материалом, использовавшимся в оружейном производстве, был металл, и в первую очередь, знаменитая булатная сталь - прочная, гибкая, завораживающая своими узорами. Применяли также и многие другие материалы - кость, рог, дерево, кожу, драгоценные и полудрагоценные камни, ткань.

Общие принципы декорировки оружия у разных народов были едиными. Как правило, украшали рукояти и ножны предметов холодного оружия, детали оборонительного и огнестрельного оружия, декор же клинков в большинстве случаев был крайне лаконичным и размещался в основном на пяте (незаточенной часть клинка, примыкающей к рукояти). Основу декора составляли растительные или геометрические орнаменты. Распространены были и многофигурные композиции с изображениями бытовых, военных или охотничьих сцен. Важной составляющей также являлись надписи. Условно их можно разделить на три типа: религиозные, стихотворные и информативные. Первые два наиболее характерны для исламского оружия, при этом они являются полноправным элементом декора. Информативные надписи, содержавшие имя мастера или владельца, место производства и датировку, встречаются реже. Распространённым было и придание оружию внешнего вида предметов, принадлежавших героям эпосов.

Главной отличительной чертой ближневосточного оружия является его лёгкость, позволявшая воину сохранять необходимую свободу действий и обеспечивавшая значительную маневренность и скорость. Это хорошо прослеживается в оборонительном вооружении, где основным элементом была кольчуга, усиленная иногда вплетёнными в неё стальными пластинами. Другим распространённым видом защитного вооружения были зерцальные доспехи, состоявшие из различных по форме и размерам пластин, крепившихся на ремнях поверх кольчуги.

Основу ближневосточных армий составляла конница. Более того, конь был неотъемлемой частью не только военной, но и бытовой жизни, торжественных церемоний, религиозных ритуалов. Именно поэтому особое внимание уделялось конскому снаряжению, как его техническим характеристикам, так и художественному оформлению. Например, седло было одним из показателей статуса и богатства его владельца, поэтому его оформлению придавалось особое значение. При изготовлении сёдел использовались серебро, слоновая кость, ценные породы дерева, дорогие ткани, в декоративном оформлении находили применение все известные техники - резьба по металлу и дереву, инкрустация, шитьё и многие другие. Сказанное в полной мере относится к украшению и других элементов конского снаряжения - стремян, сбруи, попон, чепраков.

Стоит отметить мемориальный аспект представленных на экспозиции памятников. Помимо трофеев восточных войн России XVIII - XIX веков, в зале экспонируются предметы, созданные знаменитыми мастерами-оружейниками, такими как, например, Лотф Али Гулам из Ирана или Геурк Элиаров и Осип Папов из Тифлиса. Отдельного внимания заслуживает оружие, в разное время поднесённое российскому Императорскому дому иностранными правителями и дипломатическими миссиями.

Экспозиция демонстрирует всё разнообразие типов и декоративных форм предметов вооружения, а также наполняющих их смыслов, тем самым предлагая познакомиться с различными гранями такой удивительной сферы материальной культуры народов Ближнего Востока, как оружейное искусство.

Куратор выставки - младший научный сотрудник Арсенала Государственного Эрмитажа Всеволод Николаевич Образцов.

Другие записи из блога автора:

Просмотров: 2205
«« Предыдущая Все записи 1 «« 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 »» 131 Следующая »»
© RIA Moda 2010-2018 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте