Блоги
+7 965 357 95 50
info@riamoda.ru
Конференция Fashion Tech Day пройдет 24 октября 2018 года International Apparel & Textile Fair (9-ый сезон) пройдет в Дубае 12-14 ноября 2018 года Рейтинг@Mail.ru

Выставка “Портбукеты XIX - начала XX века из коллекции Кенбер, Франция” в Государственном Эрмитаже

29.05.2015

26 мая 2015 года в Синей спальне Зимнего дворца открылась выставка “Портбукеты XIX — начала XX века из коллекции Кенбер, Франция”, посвященная почти забытому дамскому аксессуару.

Портбукет, предназначение которого - сохранять свежесть вставленных в него живых цветов - мог быть и украшением костюма, и самостоятельным произведением ювелирного искусства. В экспозицию вошли произведения, выполненные в странах Западной Европы, Китае, Индии, России, большинство из которых относится к середине XIX века — эпохе расцвета этого вида ювелирного искусства. В декоре изделий использованы золото, серебро, слоновая кость, коралл, фарфор, стекло. Помимо моделей, которые держали в руке, на выставке представлены портбукеты-броши (их прикалывали к корсажу платья) и бутоньерки (стеклянные флаконы с цветами для украшения мужского костюма). Такой большой комплекс - 131 экспонат - демонстрируется в Эрмитаже впервые. Экспозицию дополняют портбукеты из собрания Эрмитажа. 19 предметов, которые хранит музей, демонстрируют талант мастеров стран Западной Европы, Китая и России.

В определении термина “портбукет” долгое время не было ясности. Как следует из самого слова “портбукет” (фр. porte - носить, bouquet - букет), это предмет для ношения цветов, который имел несколько способов фиксации. Портбукет можно было держать в руке, прикреплять к одежде или к длинной ручке. Наиболее сложные модели имели ножки, которые позволяли превращать их в вазочки для цветов.

Считается, что портбукеты появились в эпоху Людовика XIV не только во Франции, но и в других странах, в XVIII веке покорили Россию, а в первой четверти XIX столетия достигли Америки. Пик интереса к этим изящным вещицам падает на XIX век, особенно на середину и вторую половину столетия — время, когда новаторские достижения техники соединились с возросшими эстетическими потребностями в украшении дамского костюма. В XIX веке значительно расширился диапазон светской жизни. Помимо протокольных придворных церемоний, традиционных балов и светских визитов проводились яркие публичные праздники. В Англии это были скачки и спортивные состязания, которые заканчивались вручением призов, в Париже - выезды в Оперу, торжественные открытия многочисленных выставок, в том числе Всемирных. Портбукеты быстро заняли достойное место среди подарков (в чем-то повторяя судьбу драгоценных табакерок), которыми обменивались не только особы королевской крови, но и другие знатные персоны.

Формы и декор портбукетов эволюционировали вместе с техниками и вкусами XIX века. Изделия из драгоценных металлов служили образцами для более простых. Обязательным элементом портбукета была верхняя часть - вазочка, которая могла состоять из нескольких пластинок, иметь форму конуса или рога. Сам сосуд для цветов делался из одного или двух материалов, обычно богато декорировался эмалями, камнями, жемчугом и мог дополняться зеркальцами, миниатюрами, визитницами. В первом случае пластинки чаще всего делались в форме листьев. Лист мог принимать и другую форму, сворачиваясь в конус. Сосуды в виде рожка также изготавливались в нескольких вариантах. Верхняя часть обычно крепилась к ручке при помощи соединительного элемента в виде металлического кольца, к которому иногда добавлялся “воротничок”. Ручка не всегда делалась из того же материала, что и вазочка: она могла быть из металла, дерева, слоновой кости, рога, раковины, перламутра, агата или керамики. Иногда портбукеты дополнялись ножками или флаконом для нюхательной соли. Цветы в портбукете фиксировались булавкой, вставлявшейся в одно или несколько отверстий в вазочке, но иногда использовали крючок или зажим. Чаще всего булавка прикреплялась к вазочке или центральному ободку. Цепочка соединяла центральный ободок или ручку с простым или декорированным кольцом. Это кольцо можно было носить на пальце или прикреплять к шатлену. Некоторые портбукеты имели булавки или крючки для крепления к одежде.

К выставке подготовлен каталог, дополненный иллюстративным материалом из собрания Эрмитажа: французские гравюры конца XVII века, английские акварели конца XVIII века, живописные полотна и гравюры XIX века, страницы многочисленных журналов мод - дают представление о формах портбукетов, о том, в каких случаях дамы и совсем юные особы их использовали.

Выставка продлится до 23 августа 2015 года.

Другие записи из блога автора:

Просмотров: 1423
«« Предыдущая Все записи 1 «« 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 »» 131 Следующая »»
© RIA Moda 2010-2018 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте