Блоги
+7 965 357 95 50
info@riamoda.ru
Международная специализированная B2B выставка обуви, аксессуаров и комплектующих материалов пройдет в Москве с 5 по 18 января 2019 года Рейтинг@Mail.ru
21 - 23 января 2019 года в Москве, в гостинице «Измайлово Альфа» пройдет  выставка-презентация спортивной, повседневной и туристической одежды, обуви, аксессуаров и оборудования Sport Casual Moscow

Выставка “Серебро и золото Пиковой дамы” в Шереметевском дворце

19.11.2015

19 ноября в Шереметевском дворце открылась выставка “Серебро и золото Пиковой дамы”, посвященная одной из самых блистательных и самых загадочных женщин пушкинской эпохи. Княгиня Наталья Петровна Голицына, урожденная графиня Чернышева послужила прототипом графини Анны Федотовны в повести А.С. Пушкина “Пиковая дама”.

Суровая и независимая “Princesse Moustache” (усатая княгиня - фр.) была грациозной красавицей в молодости, сумела занять совершенно особое место при дворах четырех монархов от Екатерины II до Николая I. О необыкновенной жизни княгини Голицыной и о жизни Пиковой дамы на сцене повествуют придворные наряды XVIII века, сценические костюмы, произведения живописи, графики, прикладного искусства и памятники нумизматики из фондов Эрмитажа и Музея театрального и музыкального искусства.

Самыми драгоценными экспонатами выставки, посвященными реальной, а не мифологической “Пиковой даме”, стали предметы - свидетели ее побед. Среди них золотая медаль с профилем Екатерины II – первый приз на “Придворной карусели” 1766 года.

Придворная карусель 1766 года явилась одним из наиболее ярких событий начального периода царствования Екатерины II. К этому времени конные карусели были уже весьма популярны в Западной Европе. Конная карусель — это состязания на лошадях с применением оружия по манекенам и одновременно пышное празднество с демонстрацией богатой одежды и драгоценностей.

Помимо рыцарских каруселей, в которых действовали кавалеры верхом на лошадях, иногда проводились дамские карусели. Молодые дамы выступали в повозках, управляемых возницами, и выполняли те же воинские упражнения, что и конные кавалеры. Именно в такой карусели выиграла первый приз Наталья Петровна Чернышева (Голицына).

Карусель имела две стороны — состязательную и парадную. Состязания проводились на специально оборудованной арене, окруженной трибунами со зрителями, и требовали от участников немалой ловкости, искусного владения лошадьми и оружием. Качество выполнения упражнений оценивали судьи. По этим оценкам определялись победители, получавшие ценные призы.

Состязательная сторона карусели сложилась из двух традиций — античной и средневековой. В эпоху античности важное значение имели игры атлетов и борцов, проходившие на стадионах Древней Греции. Особой известностью пользовались Олимпийские игры, проводившиеся на берегу реки Алфей. О преемственности античной традиции свидетельствует надпись “С Алфеевых на Невские брега” на медали.

Средневековая традиция оказала еще большее влияние на карусели. В средневековой Европе большой популярностью пользовались рыцарские турниры. В первой части турнира проходили отдельные поединки рыцарей, во второй — общий бой между двумя партиями рыцарей. Поединки и бои имели настоящий характер и нередко сопровождались ранениями, увечьями и даже гибелью участников. Поединок состоял в том, что облаченные в доспехи рыцари с копьем в одной руке и щитом в другой мчались верхом на лошадях навстречу друг другу. Каждый рыцарь должен был направить копье в шлем или щит своего соперника и ударом выбить его из седла. Эти поединки позднее нашли продолжение в карусельном упражнении, названном ломанием копий. Различие заключалось в том, что мишенью на карусели служил не живой соперник, а закованный в латы манекен или кинтана (столб с мишенью в виде щита). Необходимо было сломать древко копья точным ударом в мишень.

Парадная сторона карусели состояла в торжественных маршах участников с многочисленной свитой сначала к месту состязаний, а затем к месту раздачи призов.

Известному архитектору Антонио Ринальди было поручено возвести на Дворцовой площади напротив Зимнего дворца временный деревянный амфитеатр с галереями и ложами, окружающий арену для состязаний.

Участники карусели разделялись на 4 – 5 кадрилей (небольших отрядов), причем кадрили были костюмированы. Костюмы представляли собой стилизованные одеяния рыцарей или представителей какого-либо народа, а кадрили носили соответствующие названия.

Шефами кадрилей в 1766 году стали: Славянской — граф Иван Салтыков, Римской — граф Григорий Орлов, Индийской — князь Петр Репнин, Турецкой — граф Алексей Орлов. По пушечному сигналу кадрили в сопровождении свиты начали марш по петербургским улицам к Дворцовой площади. Во время марша множество людей любовалось редким по красоте зрелищем. Между тем, императрица и наследник Павел Петрович прибыли в амфитеатр и заняли свои ложи.

Кадрили вступили под звуки оркестров в амфитеатр и остановились в отведенных местах. Получив от императрицы повеление начать курсы (заезды), Главный судья генерал-фельдмаршал Миних приказал дать сигнал трубой, по которому на арену выехали четыре колесницы, по одной от каждой кадрили, и начался курс, состоявший в том, чтобы объехать всю арену по периметру и у каждых из четырех ворот выполнить определенные воинские упражнения. Всего их было шесть: сломать ланцу (копье) о кинтану, метнуть жавелот (дротик) в фигуру зверя, выстрелить из пистолета в другую фигуру, срубить голову чучела, поднять шпагой с пьедестала головной убор, снять другой ланцей кольцо. Закончив курс, колесницы покинули арену и им на смену для выполнения упражнений выехали другие четыре колесницы. Затем те же упражнения исполнила первая четверка конных кавалеров, вторая четверка и т. д.

После окончания состязаний Главный судья и двенадцать судей прибыли в Летний дворец и определили по три победителя среди дам, конных кавалеров и кавалеров-возниц. Кадрили, сделав круг по арене, проследовали маршем в Летний дворец и были введены в большую залу, куда затем вступили Главный судья и все судьи в сопровождении пажей, которые несли на золотых подносах богатые прейсы (призы). Первый приз среди дам получила графиня Наталья Чернышева (Голицына).

На выставке также представлен именной серебряный туалетный прибор работы Антуана Булье, заказанный Натальей Голицыной во Франции для дочери Софьи. Этот прибор Эрмитажу посчастливилось приобрести на торгах аукционного дома Christie's в июне 2011 года.

О долгой и насыщенной жизни княгини Натальи Петровны Голицыной расскажут парадные портреты семьи, подруг, придворного окружения, графические листы с жанровыми сценами, документы и предметы быта. Призрак Пиковой дамы тоже витает на выставке: материалы о ранних постановках легендарной оперы Чайковского дополняют экспозицию.

Выставка продлится до 14 февраля 2016.

Адрес: Шереметевский дворец, наб. реки Фонтанки, 34.

На иллюстрациях экспонаты из фондов Государственного Эрмитажа:

  • Д.Людерс. Семья Чернышевых
  • В.Эриксен. Григорий Орлов. Карусель 1766
  • 1-й Прейс в карусели 1766
  • 1-й Прейс в карусели 1766 - оборот с дарственной

Иллюстрации предоставлены Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства.

Другие записи из блога автора:

Просмотров: 1023
«« Предыдущая Все записи 1 «« 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 »» 131 Следующая »»
© RIA Moda 2010-2018 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте