Блоги
Ежегодная международная конференция «Логистика индустрии моды» FashionLog — 2017 Рейтинг@Mail.ru

Мариано Фортуни-один из великих дизайнеров 20 века, изменивших моду и пространство вокруг человека

08.12.2016

Впервые в России Государственный Эрмитаж представил своим зрителям выставку Мариано Фортуни – великого дизайнера 20 века, получившего еще при жизни прозвище “Волшебник из Венеции”.

Выставка в Эрмитаже – совместный проект Эрмитажа и Городских музеев Венеции, которые предоставили для выставки более 150 работ, в основном это вещи из Музея Фортуни – дома и мастерской художника в Палаццо Песаро дельи Орфеи в Венеции.

На выставке показаны ткани Мариано Фортуни, платья, проекты для них, а также его театральные работы и небольшая часть его исторической коллекции из собрания Городских музеев Венеции. В качестве исторических параллелей наследию Мариано Фортуни представлены экспонаты из собрания Эрмитажа – итальянские средневековые и ренессансные ткани, коптские ткани, античная скульптура и восточная керамика.

Мариано Фортуни-и-Мадрасо (1871 Гранада – 1949 Венеция) – художник, дизайнер, инженер и фотограф, один из великих дизайнеров первой половины 20 века, изменивших моду и пространство вокруг человека. Сын знаменитого испанского живописца Мариано Фортуни-и-Марсала, он унаследовал от отца не только талант художника, но и страсть к изучению истории искусства. Он преуспел в области фотографии, скульптуры и архитектуры. Помимо этого, Мариано Фортуни работал с тканями и красками, новыми способами нанесения рисунка на ткань. Он экспериментировал с различными тканями: бархатом, шёлком и другими материалами.

Его наследие поражает своим объемом, сложно поверить, что это создал человек на протяжении всего одной жизни.

Благодаря занятиям живописью Фортуни научился тонко чувствовать цвет, что помогло ему в моделировании одежды и создании тканей. В какой-то мере этим занятиям способствовала и его жена, Генриетта Негрин, которая имела большой опыт в портняжном деле. Фортуни был увлечён древнегреческим и венецианским стилем, а унаследованная им от отца любовь ко всему азиатскому подвигла его на большие открытия в дизайнерском искусстве.

В начале 20-го века модернизм главенствовал во всех областях искусства. Семейная пара жила в собственном палаццо в Венеции. Почти все помещения были заполнены картинами: здесь были не только работы отца Мариано, но и работы многих других художников, которые коллекционировал его отец. А позже к ним присоединились картины, собранные самим Мариано Фортуни.

Мода мало интересовала Мариано. Почему же появились платья-шедевры? Он шил их ради искусства. Его убеждали основать собственный Дом моды, но не для него была эта затея – Мариано и в моде пытался изобрести что-то новое. Он был не только художником и фотографом, печатником и коллекционером, но и инженером-изобретателем, что заставляло его искать и экспериментировать.

Одним из первых экспериментов в 1906 году были, так называемые, “Кносские шарфы”, или “кносские шали” – покрывало типа сари, которым в своих танцах прикрывала своё грациозное тело Мата Хари. Это было прямоугольное полотно с геометрическим узором, которое можно было обернуть вокруг тела, создавая при этом самые различные комбинации, не стесняющие движений. Простой шарф мог превратиться и в жакет, и в юбку, и в тунику. При создании всех своих вещей Фортуни, как настоящий художник, стремился подчеркнуть изгибы и формы женского тела. Поэтому он всегда был противником излишних украшательств, которые отвлекали взгляд от настоящей красоты.

В 1907 году дизайнер создаёт платье Delphos – “Дельфос”(пример платья на заглавной фотографии), платье-тунику из плиссированного шёлка, ставшее бессмертным. Оно было признано произведением искусства и стало настоящим событием для затянутых в корсет женщин. Подобно платью античной статуи, подол платья тяжёлыми складками ложится на пол, создавая колоннообразный силуэт. Платье простого покроя, которое “…ничего не показывает, и ничего не скрывает…”, свободно ниспадает с плеч, оно без вытачек и подкладок, мягко облегает фигуру и подчеркивает естественные линии женского тела. В этих платьях блистали Айседора Дункан и Сара Бернар.

Платье-туника становится платьем современных танцовщиц. Это было изобретение, на которое в 1909 году Фортуни получает патент. Вдохновлённый греческим платьем, Мариано Фортуни создал целую серию платьев Delphos. Платье соответствовало духу эпохи модерн, на него ориентировались многие дизайнеры, особенно его друг Поль Пуаре, а затем и японец Иссей Мияке. Появляется множество различных вариантов платья-туники: с длинными рукавами, с короткими, широкими рукавами или вовсе без рукавов.

Платья “Дельфос” имели рукава, которые напоминали крылья летучей мыши, широкий вырез горловины – “лодочкой” и шнурок, позволяющий регулировать плечи. Были платья по подолу украшавшиеся мелким венецианским стеклярусом, что являлось не только великолепным украшением, но в то же время и технической идеей – под тяжестью бусинок плиссированный шелк мягко струился вдоль тела и ниспадал, облегая фигуру, а не лежал, как попало.

Долгое время это платье женщины не могли отважиться надеть в качестве повседневного наряда. Это платье считалось “чайным” платьем, или домашним, в котором принимали гостей, причём в узком кругу. И только в 20-е годы, когда наряды обнажили женское тело “донельзя”, дамы осмелились носить его вне дома. Платье приобрело статус вечернего наряда. Это был наряд необыкновенной красоты – плиссированный шёлк мерцал и струился, а его серебристый цвет менял свой оттенок в зависимости от освещения. Ведь никому другому так не было достаточно известно о свойствах освещения, как это было известно Мариано Фортуни.

Фортуни изобрёл метод плиссировки шёлка, который оказался весьма эффективным. Платья, созданные по этой технологии, секрет которой до сих пор остаётся нераскрытым, надолго сохраняют свою свежесть. Кроме того, эти платья не нуждаются в глажении, а в сложенном виде их можно поместить в маленькую коробку, что создаёт удобство во время поездки.

Мариано Фортуни экспериментировал не только с шёлком, но и бархатом. Он увлёкся набивкой рисунка на бархате, из которого шились платья, жакеты, накидки. Мариано сам лично изготавливал краски по старинным рецептам, изобрёл устройство для набивания рисунков, за что получил патент.

С 1909 года, открыв в Венеции демонстрационный зал, он продает свой текстиль и одежду. С 1920 года открываются магазины в Париже и Милане. Для Мариано Фортуни мода являлась частью искусства, не подвластной законам коммерческого рынка. В то время как многие современники Фортуни предлагали миру моды проекты, рассчитанные на определённый момент жизни и обречённые на постепенное угасание, изобретения Фортуни отличаются тем, что они вне времени, они не стареют. Элегантная простота, совершенный крой и необычный цвет – все эти элементы делают его изделия не просто предметом одежды, но и предметом искусства, в том числе и платье – Delphos.

Помимо произведений из музейных собраний, на выставке показаны вещи из частных коллекций Венеции и России. В Венеции до сих пор работает фабрика Фортуни, которая выпускает ткани, в том числе по его проектам и с соблюдением исторических технологий украшения тканей. Современная продукция этой фабрики станет частью дизайна этой выставки, и, таким образом, продемонстрирует преемственность технологий и творческих приёмов Мариано Фортуни.

Выставка продлится до 13 марта 2017 года.

Другие записи из блога автора:

Просмотров: 728
«« Предыдущая Все записи 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 »» 130 Следующая »»
© RIA Moda 2010-2017 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте