Статьи
+7 965 357 95 50
info@riamoda.ru
15-ая Международная специализированная выставка товаров для детей состоится 20-22 апреля 2021 года в Крокус Экспо

Елена Ржевская о прошлом и настоящем fashion-индустрии России

2011-09-10 18:44:32

Елена Ржевская не только художник и дизайнер, имеющая на своем счету несколько персональных выставок и участие в Russian Fashion Week. Е.В.Ржевская преподает композицию костюма и моделирование в двух московских ВУЗах, является ведущим преподавателем «Лаборатории моды В.Зайцева» и доцентом кафедры «Дизайн» ГПИ МЭИ. Беседа с выдающимся представителем российской индустрии моды состоялась накануне юбилея Е.Ржевской, который будет отмечен показом работ ее учеников в стенах Дома моды Вячеслава Зайцева в октябре 2011.


Елена Ржевская на открытии персональной выставки “Lipsreading”, 2004 год.

Елена Лерман: «Елена Викторовна, пожалуйста, расскажите о начале Вашей профессиональной деятельности».

Елена Ржевская: «Мой творческий путь с первого шага оказался тесно связанным с Вячеславом Михайловичем. Я поступила в 16 лет в Московский технологический институт министерства бытового обслуживания (ныне ГАСБУ). В первый учебный день в метро встретилась с Зайцевым, который ехал туда же, на работу. Я была безмерно счастлива узнав, что буду учиться институте, где работает Вячеслав Михайлович.

Экзамен по выполнению композиции в материале.

Тема – нарядный ансамбль с ручной росписью, 1980 год.

Вскоре Зайцев организовал студенческий Театр моды, где мы, студенты, не только создавали одежду, но и сами ее демонстрировали. Показы нашего Театра моды были включены в культурную программу московской Олимпиады-80 и проходили ежедневно с аншлагом.

Последний штрих Мастера. Вячеслав Зайцев и Елена Ржевская, 1981 год.

В 1982 году, когда Дом моды на проспекте Мира был открыт, я оказалась в числе его первых художников. После пяти лет работы в Доме моды я ушла в декретный отпуск, а по выходу из него уже не могла столько времени уделять работе, и пришла преподавать на художественный факультет в свой родной институт. Вячеслав Михайлович еще продолжал там вести дипломный курс, но все время порывался бросить это дело, неудовлетворенный системой нашего образования. В течение нескольких лет мы обсуждали идею создания альтернативной школы дизайна одежды, и я вернулась в Дом моды, где в 1997 году вместе с Людмилой Давыдовой мы основали «Лабораторию моды Вячеслава Зайцева».

Работа в Доме моды, основание «Лаборатории моды» и преподавание в ней, были большой школой жизни, где я приобрела бесценный профессиональный опыт. «Лаборатория» является уникальным явлением, когда на базе именного Дома моды, при непосредственном участии знаменитого модельера созданы условия для повышения мастерства молодых дизайнеров. Студенты «Лаборатории моды» могут не только учиться у лучших профессионалов, работать на современном оборудовании, наблюдать за работой маэстро, но и сами создавать свои авторские коллекции непосредственно на манекенщицах, благодаря мощной творческой поддержке Егора Зайцева, руководящего работой модельного агентства Zaitsev’s Model Mangement.

Однако в 2003 году я покинула «Лабораторию моды» и мне была предложена должность арт-директора художественной галереи «ТХТ (Ткани и технологии)», где я смогла реализовать многие свои творческие планы».

Е.Л.: «Вашей первой выставкой стали работы тогда еще начинающего, но уже подающего большие надежды дизайнера Александра Терехова…»

Е.Р.: «Когда я была совсем еще совсем юной, меня посетила мысль о создании книги, где было бы объединено творчество русских художников (1900-17 гг.), советских художников-модельеров (1917-87 гг.) и российских дизайнеров. Я собирала материалы для будущей книги, побывала в запасниках многих музеев, так как эскизов модной одежды в постоянных экспозициях нет, есть только эскизы театральных костюмов.

Публикация в журнале «Мода. Имидж.

Престиж» о прошедшей выставке эскизов А.Терехова.

«Так получилось, что наброски А.Терехова я впервые увидела еще до его поступления в ГАСБУ, и тогда они не произвели на меня впечатления. Но, посмотрев фотографии его моделей, стало ясно, что это - талант. В стенах ВУЗа он уже выделялся на фоне остальных студентов своими потрясающими графическими работами. Выставка эскизов «Мои несшитые мечты» А. Терехова привлекла большое внимание. Его эскизы являются образцом еще и графического искусства, а не только имеют дизайнерскую ценность. В своей преподавательской деятельности я и сейчас их использую в качестве наглядного пособия для студентов».

Е.Л.: «Затем, темой Вашей выставки стало наследие Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком Мосту (ОДМО)…».

Е.Р.: «К концу 1980-х, началу 90-х годов, наша легкая промышленность уже почти перестала существовать. Дом моделей на Кузнецком Мосту утратил свое лидирующее положение в моделировании, и к 2003 году был закрыт. Его постигла печальная судьба. Пришедшие к руководству дома функционеры «растеряли» все архивы и библиотеку, лишив страну огромного пласта истории моделирования костюма, которым мы можем по праву гордиться*.

Куратором выставки «Советский Кузнецкий» была Алла Щипакина, автор книги «Мода в СССР», несколько десятилетий проработавшая искусствоведом в ОДМО, и любезно предоставившая материалы из своего личного архива. Моя книга, к сожалению, тогда не была издана: не нашлось заинтересованных спонсоров, но меня не покидает надежда, что это все-таки произойдет.

На выставке были представлены эскизы модной одежды ведущих художников-модельеров «Кузнецкого Моста»: В. Зайцева, А. Игманта, Т.Осьмеркиной, С.Качаравы, Т.Файдель и многих других. Тогда еще были живы все старые мастера, личные архивы которых также пополнили выставку. Экспозиция представляла «золотой период» советского моделирования с середины 1960 годов до конца 80-х.

Публикация в журнале «Мода. Имидж. Престиж» о выставке «Советский Кузнецкий».

В отдельном зале были выставлены оригиналы эскизов одежды замечательного русского художника Юрия Павловича Анненкова (1889-1974 гг.), в 1920-х годах эмигрировавшего во Францию, где он прославился своими работами для театра и кино. В 1955 году он был удостоен премии «Оскар» за лучшую работу художника по костюмам к фильму режиссера О.Фюльса «Madam Pe...».

Затем последовала выставка «ОтражениЯ», посвященная графическому творчеству российских дизайнеров, таких как Егор Зайцев, Виктория Андриянова, Игорь Чапурин, Владимир Зубец, Елена Макашова, Андрей Шаров, Олег Бирюков, Юлия Далакян, мои работы и работы моих учеников. Более 50 дизайнеров были объединены в этом проекте.

Эскиз Елены Ржевской для дизайн-бюро Андрея Шарова «BUREAU 365».

Я хотела донести до зрителей свою идею о том, что эскиз художника-модельера – это чистый творческий продукт, на который еще не действуют технические неизбежности, диктуемые производством. Дело в том, что нигде в мире художники-станковисты не занимались одеждой. Созданием одежды всегда занимались ремесленники – кутюрье. Их задачей было создавать качественную одежду».

Е.Л.: «Так почему же наша система образования в сфере моделирования требует от наших дизайнеров основательной подготовки в рисунке, живописи и спецкомпозиции?»

Е.Р.: «У нас сохранились традиции. В дореволюционной России известные художники Л. Бакст, К. Сомов, Н. Гончарова, Б. Кустодиев, А. Экстер, А. Родченко, В. Мухина и многие другие, рисовали одежду для подработки. Виртуоз наколки, Надежда Ламанова, не рисовала никогда. Однако некоторые знатные клиенты Ламановой просили предоставить им эскизы будущих нарядов. На помощь приходила Наталья Гончарова. Знаменитый потрясатель Парижа, Лев Бакст, не только делал эскизы для Поля Пуаре, но рисовал костюмы для своей жены и умер в Америке накануне создания своего собственного дома моды. Владимир Маяковский создавал эскизы белья для Лилии Брик, которое затем отшивалось во Франции. Но эти факты не освещены нигде, ни в книгах, ни в интернете.

Полноценное профильное образование предусматривает, что художники-модельеры у нас, в первую очередь – художники. Меня всегда интересовало качество графики в эскизах модельеров. Целое поколение замечательных художников-модельеров было подготовлено в стенах Текстильного института им. Косыгина. Тогда высокий уровень художественного образования соответствовал высокому уровню технологического образования. Российские дизайнеры идут по стопам и русских, и советских модельеров. Преподавая более 30 лет, я пришла к выводу, что художественная школа у нас более качественная, чем школа моделирования».

Е.Л.: «К сожалению, успешных российских дизайнеров не так уж и много…»

Е.Р.: «Есть много талантов, но наши дизайнеры вынуждены выживать. Они живут вопреки, а не благодаря. Ждать от них заметной отдачи без поддержки государства не приходится. Какой бы величины не был талант, даже при наличии денег, за короткий срок на руинах нашей легкой промышленности невозможно быстро выстроить индустрию моды. На это потребуется несколько десятилетий».

Е.Л.: «Елена Викторовна, мне лестно считать себя Вашей коллегой, так как многие годы Вам удавалось совмещать педагогическую деятельность с работой fashion-журналиста…»

Е.Р.: «Да, я начинала писать еще в советское время, тогда даже иллюстрации к своим статьям рисовала (журнал «Сельская молодежь»). Мои публикации можно было встретить в таких глянцевых и специализированных изданиях как: Beauty, Fashion Business, Prêt-a-porter Daily, «Мода, имидж, престиж», «Рынок легкой промышленности», «ТекСтиль» и «Panasonic. Ideas for life».

Е.Л.: «Да, а Ваши достижения в сфере высоких технологий нашли свое отражение на подиуме Russian Fashion Week…»

Е.Р.: «В сезоне осень – зима 2005-06, в коллекции эстонского дизайнера Калле Аасамяе «Ржевские картинки», были использованы принты – уменьшенные копии моих коллажей которые я представляла на выставке «Lipsreading», в рамках «Фотобиеннале – 2004». Для этих работ я использовала вырезки из глянцевых журналов с изображениями губ. Сначала я работаю вручную, а только потом перевожу полученный результат в цифровое изображение».

Коллаж Е. Ржевской «Зимний портрет»

Е.Л.: «Елена Викторовна, расскажите, пожалуйста, о Вашей работе в домах мод российских дизайнеров и в сетевых компаниях».

Е.Р.: «Несколько месяцев я работала на марку LO, где в то время дизайнером молодежной линии была Султанна Французова (кстати, моя ученица), а мне было предложено возглавить взрослое направление. Работала дизайнером и у Андрея Шарова, и в дизайн-бюро ROMINA. Однако неизгладимое впечатление на меня произвел бизнесмен Сергей Пластинин. В марке Kira Plastinina, ориентированной на молодежную аудиторию, ведущим дизайнером была сама Кира Пластинина. Выкупив торговую сеть «Модный базар», Пластинин сделал из нее взрослую линию марки и назвал TAXI.

В качестве ведущего дизайнера TAXI я имела ознакомительную беседу с боссом, интересовавшимся: «Как я отношусь к творчеству Nina&Donis?». Я ответила: «Хорошо!», на что Пластинин сказал: «Это плохо. Дизайнер, которому нравится подобное творчество, не сможет создать коммерческую коллекцию. Мне все равно, что продавать: колбасу, запчасти для автомашин или одежду. Все должны соблюдать правила игры и способствовать правильному ведению бизнеса».

Надо сказать, что на сегодняшний день этой марки уже не существует».

Модель из совместной коллекции Калле Аасамяе

и Елены Ржевской «Ржевские картинки», RFW сезон осень – зима 2005-06.


Фотографии моделей учеников Е.Ржевской, 2008-2011.

Фотограф Настя Ладыженская.

Е.Л. «Как же в таких условиях работать дизайнерам?»

Е.Р.: «Команда дизайнеров вынуждена просеивать через себя множество уже успешно проданных моделей западных марок, 100% копируя их и просто создавая новые конфекционные карты с актуальными тканями и фурнитурой. Посетив фабрики в Китае и в Гонконге, я убедилась, что и это не обязательно. При всех фабриках существуют шоу-румы, где можно выбрать любой образец, договориться о необходимой ткани и фурнитуре, оплатить, и через две недели партия от 10 тыс. штук будет готова. Все крупные сети отшиваются на одних и тех же фабриках, используя уже коммерчески «проверенные» модели, создавая, таким образом, клонированные коллекции».

Е.Л.: «Что же следует учесть «молодым и рьяным», мечтающим о своем самовыражении в fashion-индустрии?»

Е.Р.: «Я своим студентам сразу советую определиться, чем они собираются заниматься. Если они планируют работать в крупных компаниях, то необходимо знать дизайнерские компьютерные программы и языки. Там почти нет творчества, но есть стабильный заработок. Если они все же хотят заниматься творчеством, тогда надо иметь первоначальный капитал, и быть готовым к тому, что в первые годы работа может быть убыточной и потребуются немалые средства на развитие марки. Студенты не задумываются о том, что оборачиваемость средств дизайнерской марки начинается после 1,5 лет, а когда полностью раскупится коллекция будет зависеть от специалистов по продажам. Как показывает практика: продается все, при грамотном использовании системы скидок.

Знаю, как трудно выпускникам начинать работать в промышленных компаниях, но многие привыкают и втягиваются. Со своими лучшими учениками я продолжаю общаться, они часто благодарят меня за подготовку к грядущим трудностям».

Е.Л.: «Елена Викторовна, в этом году в Доме моды Вячеслава Зайцева решили отметить Ваш 50-летний юбилей, поговаривают о необыкновенном бенефисе…»

Е.Р.: «Пришла идея организовать показ моих учеников. Уже составлен список из 40 имен, вот только некоторые из них: Андрей Шаров, Султанна Французова, Юлия Колманович, Ольга Ромина, Максим Рапопорт, Яна Гатауллина, Сабина Горелик, Александр Терехов, Маша Шароева, Калле Аасамяе и многие другие. Показ пройдет в середине октября этого года. Обязательно будет каталог, уже намечены две фотосессии, с фотографом Настей Ладыженской, стилистом Катей Ромашкиной, парикмахером Галиной Бычковой (салоном красоты Salon de Coiffure). Фотостудия Slomotion. Аксессуары Omut by Анастасия Климова. Модели - Zaitsev’s Model Mangement».

Е.Л.: «Надо признать, что такой блистательный список имен впечатляет! Уверена, что Ваши будущие ученики будут не менее талантливы. Помимо продолжения преподавательской деятельности, хочется пожелать и развития Вашей профессиональной карьеры. Благодарим Вас за столь интересный и полезный разговор. До новых встреч!»

*Справка ИА «РИА Мода»:

По сообщению в газете «Ведомости» в апреле 2003 года: «Знаменитый Дом моделей на Кузнецком Мосту прекратил свою работу… О том, что особняк по адресу Кузнецкий Мост, д. 14, выставлен на продажу за $11 млн, «Ведомостям» сообщила Наталья Панферова, сотрудник агентства Planet Realty, занимающегося продажей этого объекта. По ее словам, здание идеально подходит для размещения ресторана высшего класса, клуба, дома приемов или дорогого торгового центра. 

Историческое строение при акционировании Дома моделей досталось ОАО «Дом моделей «Кузнецкий Мост». Полтора года назад блокирующий пакет акций этого АО принадлежал РФФИ, 35% - фонду «Хопер-инвест», остальное - трудовому коллективу. Коллектив, по словам Татьяны Баландиной, возглавлявшей Дом моделей последние 20 лет, претендовал и на выкуп госпакета. Однако не смог осилить стартовую цену, назначенную РФФИ в январе прошлого года, - $1, 5 млн…

Баландина рассказывает, что в мае 2002 г. новые владельцы переизбрали совет директоров, назначили нового директора Дома, переведя Баландину на должность замдиректора, а затем и вовсе уволив с предприятия…

По мнению директора департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty, особняк на Кузнецком Мосту потребует серьезных затрат на ремонт. Тем не менее, по данным источника в «Ринако», покупатель уже найден. Некоторые риэлторы утверждают, что интерес к особняку проявляла сеть бутиков «Подиум». Действительно, флагманский магазин сети модной одежды «Подиум» располагается и поныне в прославленном особняке.

Фото: из личного архива Е.В.Ржевской.

«« Предыдущая Все статьи 1 «« 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 Следующая »»
56-я Федеральная оптовая ярмарка «Текстильлегпром» пройдет с 21-24 сентября 2021 г. на ВДНХ
© RIA Moda 2010-2021 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте