Статьи
Ежегодная международная конференция «Логистика индустрии моды» FashionLog — 2017 Выставка-презентация спортивной, повседневной и туристической одежды, обуви, аксессуаров и оборудования Sport Casual Moscow пройдет 22 - 24 января 2018 года Рейтинг@Mail.ru
6-8 декабря 2017 года состоятся предзаказы детской и подростковой одежды и обуви Kid & Junior Fashion

В рамках Международного форума моды состоялась презентация обновленной Стратегии развития легкой промышленности РФ на период до 2025 года

11.11.2017

В Центре дизайна Artplay SPb 1 ноября в день открытия МФМ впервые публично представлена презентация обновленной усовершенствованной версии Стратегии развития легкой промышленности РФ на период до 2025 года.

Презентацию провел директор группы стратегического консультирования Ernst & Young Сергей Павлов. Акцент в презентации был сделан на швейном и контрактном производстве.

Презентация была анонсирована как «взгляд сверху, куда легкая промышленность может двигаться в ближайшие пять-десять лет, основные приоритеты». Данная концепция разрабатывается Министерством промышленности и торговли РФ на основании действующего документа в связи с нынешней экономической ситуацией и потребностью определить новые направления промышленной политики для России.

Мировая система разделения труда на рынке легкой промышленности сохраняет свои позиции в течение 20–30 лет, в анализе эти группы стран подразделяются на:

  • глобальных поставщиков (Индия, Вьетнам, Китай, Юго-восточная Азия), где исторически был дешевый хлопок и которые смогли создать у себя, по масштабам влияния на мировую экономику, огромные производственные площади;
  • региональных поставщиков (страны, которые окружают западную Европу, страны восточной Европы, Турция, страны северной Африки), работают в основном на свой материнский рынок. Баланс выходного производства немного превышает уровень потребления, этот объем они экспортируют;
  • страны с развитой экономикой (США, страны западной Европы), у которых легкая промышленность по объективным причинам теряет свои позиции. Остается управление брендами, производство постепенно смещается к глобальным и региональным поставщикам.

Место, которое на сегодня занимает Россия, с точки зрения мировой организации легкой промышленности, относительно низкое. Россия относится к странам с сырьевой экономикой, в данном случае это нефтегазовая отрасль. За счет экспорта сырья, мы получаем доход, который обмениваем на товары легкой промышленности, не развивая эту индустрию в нашей стране.

«Но у отрасли легпрома России есть и ряд конкурентных преимуществ, в том числе «окно возможностей» для развития за счет текущей стоимости труда», — отметил Сергей Павлов.

Экспертом были перечислены сильные конкурентные преимущества отрасли:

  • огромный внутренний рынок;
  • обеспеченность собственным сырьем для производства современных синтетических материалов;
  • конкурентоспособная стоимость труда, из-за ослабления рубля;
  • интеллектуальный потенциал;
  • возможность налаживания экспорта (близость европейского рынка).

Сергей Павлов обозначил факторы, ослабляющие в целом развитие легпрома в России:

  • сильно изношенные производственные мощности, которые слабо инвестируются;
  • низкая обеспеченность сырьем для одежных тканей, зависимость от импорта материалов;
  • слабое развитие научного потенциала по современным материалам и технологиям;
  • недостаток трудовых ресурсов особенно в области технологий и управления производством;
  • молодая отрасль моды и дизайна для формирования эко-системы;
  • высокая стоимость заемных средств;
  • высокий уровень воспринимаемых страновых рисков, которые ограничивают иностранные инвестиции в Россию.

Так же была подробно представлена перспектива развития легпрома, то, на чем основана данная обновленная концепция:

  • развитие производства готовой продукции за счет «окна возможностей» относительно низкой себестоимости труда;
  • развитие производственной цепочки синтетических материалов и искусственных волокон с высокой долей экспорта;
  • развитие национальных брендов одежды, а также престижа отрасли компетенций в дизайне и моде.

Эксперт обозначил главные риски и потенциальные угрозы:

  • рост стоимости труда за счет укрепления рубля и высокой инфляции;
  • снижение предпринимательской активности и инвестиций из-за политической или макроэкономической нестабильности.

Объем потребления продуктов легпрома в России составляет 2,6–2,7 трл рублей. На уровне готовой продукции наш рынок составляет 1,6 трл рублей, из которого порядка 75% — импорт, причем, это легальный и серый импорт. «Серый импорт государство в чистом виде не замечает. Проводился анализ, сравнивали, сколько было задекларировано экспорта в Россию из других стран, и сколько увидела таможня. Разница была порядка 370 млрд рублей. То есть, отправляют в Россию больше, чем она принимает, — делится Сергей Павлов. — Здесь есть главный потенциал, который связан с импортозамещением, развитием локальных швейных производств, созданием локальных брендов, которые могли бы большую часть добавленной стоимости создавать на территории России. Основная проблема в этом сегменте — импортные ткани. Если мы хотим, чтобы легкая промышленность создавала рабочие места, то это не только швейные места, но и места текстильной промышленности. Если мы поднимаем активы на производство готовой продукции, это создает дополнительный спрос на ткани, кожу, базовые материалы».

Основные сегменты рынка готовой продукции швейного и обувного производства: это одежда, спецодежда, обувь, изделия из кожи и домашний текстиль. По этим направлениям степень локализации:

  • одежда — 15–20% и большой объем серого импорта;
  • спецодежда — 70–80% объема локализовано;
  • обувь — 15% объема локализовано;
  • домашний текстиль — 40–45% производится в России.

Предпосылками и барьерами, заложенными в стратегию относительно подъема этой отрасли, названы:

  • большой внутренний рынок;
  • конкурентоспособная стоимость труда по сравнению с другими региональными экспортерами;
  • выгодное географическое направление;
  • недостаток трудовых ресурсов;
  • недостаточный уровень производительности и организации труда в целом по отрасли.

«Проблема сегмента трудовых ресурсов в том, что отрасли не достаточно эффективных технологов, управленцев, эффективных предпринимателей, которые способны организовать массовое большое производство, удовлетворяющее международные компании по части эффективности, будут компетентны в сертификации, быстро, качественно и дешево смогут отшивать изделия. Здесь нужно много инвестировать в обучение, в процесс, в качество организации труда, и тогда наше фундаментальное конкурентное преимущество в виде курса, будет конвертироваться в реальное русло экономики, в реальный курс инвестиций», — продолжил Сергей Павлов.

Что закладывается в стратегию в качестве основных приоритетов, направлений для государства, на что нужно обратить внимание:

  • Стимулирование национальных брендов и создание нескольких кластеров на базе крупных мегаполисов;
  • Поддержка и создание крупных швейных и обувных фабрик, локализация заказов, контрактных производств;
  • Поддержка создания нескольких обувных кластеров с полной производственной цепочкой;
  • Развитие кадрового потенциала;
  • Понимание пошлин на экспортные ткани.

Сейчас в России мало предприятий готовых работать с иностранными компаниями, такими как Zara, H&D и другие, с точки зрения масштаба и с точки зрения качества процесса.

«Есть у России огромный потенциал для того, чтобы создавать производства на 10–20 тыс. человек, которые будут брать заказы для отшива, часть из которых будет продаваться в России, а часть будет отправляться на экспорт, — заявляет Сергей Павлов. — К сожалению, такая важная составляющая для отрасли моды и дизайна, как выпуск одежных тканей, не имеет достаточного финансирования по причине масштаба внутреннего рынка. Нужно смириться с тем, что материалы будем завозить».

Далее было рассмотрено развитие кластера легкой промышленности по нескольким сценариям, различным по фокусу и масштабу влияния на экономику. Мировые примеры, которые были приведены на рассмотрение: «Креативный кластер» с фокусом на моду (Нью-Йорк); «Кластер малого бизнеса» МСП в области моды (Митан); «Интегрированный кластер» креативное ядро + производство (Стамбул). Именно эти кластеры рассматриваются, как перспективные для развития в Санкт-Петербурге.

Подводя итог презентации, спикер ответил на вопрос: вокруг чего строится обсуждаемая концепция развития легпрома.

Основные факторы:

  1. Россия должна встраиваться в мировую систему разделения труда.
  2. Фокус на формирование сырьевой базы (цепочка синтетических материалов, вискозное волокно).
  3. Стимулирование спроса на технический текстиль в стратегически важных отраслях.
  4. Развитие кадрового потенциала.
  5. Общие условия локализации, развитие отечественных компаний. Ключевой фокус — на развитие брендов и дистрибуцию.
  6. Системные условия для малого и среднего бизнесов.
  7. Сохранение стоимости труда.
  8. Создание эффективных мер поддержки для малого и среднего бизнеса.

«На данный момент объем инвестиций в легкую промышленность порядка 15–17 млрд рублей в год. Это объем, поддерживающий тот уровень, который есть сейчас. Но если мы хотим развиваться в этой отрасли, мы должны увеличить инвестиции в 2–2,5 раза, то есть до 40–45 млрд рублей. Это те инвестиции, которые должны делать предприниматели, а государство должно создавать лояльные условия, широкую систему мер поддержки, чтобы эти деньги вкладывались», — заключил Сергей Павлов.

Консервативной стратегии, в ходе обсуждения презентации, fashion-директором Faberlic Андреем Бурматиковым была предложена альтернативная концепция, которая родилась при отрицании челночного и ткацкого механизмов, «производство нетканых материалов, для которых у нас есть свое сырье... это продукт будущего, который даст конкурентные преимущества стране».

«Это радикальный прорыв технологий, на базе консервативного фундамента», — заявил Андрей Бурматиков.

Напомним, что Международный форум моды в Санкт-Петербурге впервые прошел в Центре дизайна Artplay SPb. Форум состоялся под патронатом Министерства промышленности и торговли РФ и правительства Санкт-Петербурга. Масштабное инновационное мероприятие собрало лидеров индустрии моды, производственников, дизайнеров, популярных спикеров и звезд в рамках насыщенной программы.

Все материалы Международного форума моды здесь.

Просмотров: 958
«« Предыдущая Все статьи 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 »» 16 Следующая »»
© RIA Moda 2010-2017 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте