Международная выставка текстиля для дома и интерьера Textile&Home пройдет18-20 марта 2020 года в Экспоцентре
Анонсы
+7 965 357 95 50
info@riamoda.ru
Международный специализированный выставочный проект «Подарки» пройдет в Москве с 17 по 19 марта Рейтинг@Mail.ru
Предзаказ детских коллекций Kid & Junior Fashion пройдет 9-11 декабря 2019 года

Стенограмма парламентских слушаний «О мерах государственной поддержки (развития) легкой и текстильной промышленности в Российской Федерации» (I часть)

29.06.2010

28 июня 2010 года в Государственной думе состоялись парламентские слушания «О мерах государственной поддержки (развития) легкой и текстильной промышленности в Российской Федерации».

ИА «РИА МОДА» публикует стенограмму парламентских слушаний «О мерах государственной поддержки (развития) легкой и текстильной промышленности  в Российской Федерации». Стенограмма предоставлена Комитетом экономической политики и предпринимательства Госдумы Российской федерации.

Председательствует первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству В.А.Головнев

Председательствующий. Добрый день, уважаемые коллеги. Время 14.10. Есть предложение начинать нам работу. А те, кто у нас, к сожалению, стоят в очереди внизу, опаздывают, думаю, будут присоединяться.

Попросил бы вас, если есть возможность, на эти два–два с половиной часа отключить мобильные телефоны или поставить их на вибрацию, чтобы они нам не мешали работать.

Дорогие друзья, мы сегодня с вами проводим парламентские слушания на тему "О мерах государственной поддержки легкой и текстильной промышленности в Российской Федерации".

Тема не новая, и многие могут задать вопрос – когда мы так с вами с телеэкрана обсуждаем мощнейшие вещи, связанные со "Сколково", у нас сегодня комитет проходил, обсуждали внесенный президентом законопроект, мы много говорим о модернизации, об инновациях. А где здесь легкая и текстильная промышленность? Ведь, в общем–то сказать, даже те пять основных направлений промышленности, которые обозначил президент, ну пока мы там не очень видим, так сказать, нашу с вами отрасль. Разумно это или нет? Вот я думаю, что результат нашего с вами сегодняшнего обсуждения, нашей дискуссии, вот именно в этом. Ведь ни для кого не секрет, эта отрасль–то не просто важная, а очень важная.

Тут мы с Борисом Михайловичем недавно были на одном эфире, и цифра прозвучала, наши россияне, 145 миллионов россиян в год потребляют различной продукции легкой и текстильной промышленности порядка двух триллионов рублей, а если взять технические вещи, технические ткани, еще более одного триллиона. То есть суммарное потребление на территории Российской Федерации больше трех триллионов рублей, притом, что расходная часть всего бюджета – девять (одна треть). И  из этого, вы знаете, выпускается сегодня в Российской Федерации не более 15–20 процентов.

Поэтому когда мы на сегодняшний день говорим о точках роста, о том, каким образом страна будет выходить, уже два года в кризисе живем в посткризисный момент, конечно, как мне кажется, легкая и текстильная промышленность может стать той опорной базой, той точкой роста, которая поможет нам, так сказать, действительно двигать, так сказать, российскую экономику от сырьевой зависимости, в том числе к инновационной.

Поэтому порядок работы сегодня будет следующий. У нас есть несколько основных докладов, я думаю, что мы определим их не более 15 минут, потому что в этом кругу встречаемся достаточно часто. Недавно мы все вместе отмечали профессиональный праздник – День работника легкой и текстильной промышленности. И хотелось бы, чтобы большее количество людей могли высказаться, могли, так сказать, поделиться своими мыслями.

Как мне кажется, сегодня в отрасли есть костяк. Костяк, который прошел и кризис 1998–го, костяк, который прошел отмену льгота по НДС при ввозе хлопковолокна, который прошел уже 2008 год, непростой год, и думаю, что вот этот костяк является той базой, теми опорными точками, которые смогут сделать, так сказать, нашу отрасль той, которая была еще несколько десятилетий назад, когда мы помним, что еще в Московской области треть всего бюджета шло за счет предприятий легкой и текстильной промышленности.

Понятно, что многое с этого момента поменялось, понятно, что отрасль получила фактически двойной удар. С одной стороны тезис 90–х годов о том, что рынок определит все и все поставит на свои места, с другой стороны мощнейший прессинг со стороны стран Юго–Восточной Азии, и в первую очередь Китая, но мы с вами прекрасно понимаем, от того, что говоришь "халва, халва, халва", во рту–то слаще не становится.

И действительно, хотел бы вас всех поблагодарить за то, что вы сегодня принимаете участие, повторю, я считаю, что это костяк, это гвардия всей индустрии, и в общем–то сказать, есть у нас сегодня возможность постепенно, шаг за шагом, отвоевывать утраченные позиции, я прекрасно понимаю, что без частно–государственного партнерства сегодня никак не обойтись, потому что сегодня и мир пошел далеко, и сегодня мы прекрасно понимаем, сколько стоит современное, допустим, не знаю, ткацкое предприятие или в целом предприятие, да любое, и конечно, так сказать, без длинных денег, без недорогих денег, будет крайне непросто.

Конечно, мы затрагиваем тему, связанную в целом не только легкой и текстильной промышленности, но в целом промышленности в России.

И мне очень приятно, что вот со мной присутствует здесь наш коллега – депутат Государственной Думы Елены Владимировна Панина, которая работает в Комитете по промышленности, является одним из авторов закона "О промышленной политике в Российской Федерации". Наверное, об этом мы сегодня затронем тему обсуждения.

Поэтому предлагаю нашу работу начинать. Тема важная, тема актуальная.

И предлагаю первое слово профильному департаменту. Это директор департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России Клинов Михаил Юрьевич.

Михаил Юрьевич, пожалуйста. Слово исполнительной власти.

Клинов М.Ю. Спасибо, Владимир Александрович.

Уважаемый председательствующий, уважаемые участники парламентских слушаний, уважаемые коллеги!

Отправной точкой начала работы над стратегией развития легкой промышленности явилось мероприятие, о котором мы уже неоднократно говорили, это заседание Президиума Госсовета, которое состоялось в июне 2008 года в городе Иванове.

Проведение указанного заседания было вызвано неудовлетворительным состоянием отрасли, крайне негативной оценкой структуры потребительского рынка продукции легкой промышленности, а именно преобладающей долей нелегально ввезенной и незаконно произведенной продукции.

По итогам заседания Президиума Госсовета был выпущен перечень поручений Президента Российской Федерации и перечень поручения Председателя Правительства Российской Федерации.

Собственно говоря, уже с этого момента, не дожидаясь официального утверждения стратегии, и начались активные действия в сфере легкой промышленности.

Первое действие – это увеличение размера субсидирования процентных ставок по кредитам, полученных предприятиями легкой промышленности на закупку сырья и материалов и технического перевооружения.

Как вы знаете, первоначально у нас субсидировалось 50 процентов от уровня процентной ставки, установленной Центробанком. Затем после реализации этих поручений размер субсидирования был увеличен до двух третей ставки рефинансирования.

И поэтому, уже начиная с января 2009 года, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет субсидирование предприятий легкой промышленности в этом повышенном размере.

Следует отметить, что это увеличение размеров субсидирования было сопровождено увеличением лимитом финансирования из федерального бюджета. В 2009 год лимит составил суммарный 450 миллионов рублей. В 2010 году этот лимит составляет 520 миллионов рублей. Для сравнения в 2008 году этот лимит был 250 миллионов.

Такое увеличение лимитов для предприятий легкой промышленности на фоне общего сокращения бюджетных ассигнований выглядит более значимым и особым, и это позволило обеспечить практически все заявки предприятий по 2009 году.

С учетом снижения ставки рефинансирования Центробанком России в 2010 году и увеличение лимитов, о котором я сказал, мы прогнозируем, что заявки предприятий в 2010 году по обоим направлениям будут обеспечены в полном объеме.

Второе действие – это декабрь 2008 года Минпромторг России, МВД России, ФТС России создали межведомственную комиссию по борьбе с контрабандной и контрафактной продукцией легкой промышленности, был издан совместный приказ. И создание такого координирующего органа уже сейчас позволило повысить эффективность межведомственного взаимодействия, вовлечь в этот процесс борьбы с контрабандой и контрафактом, незаконным производством продукции легкой промышленности представителей бизнеса, отраслевых союзов и ассоциаций, региональных органов власти.

Наверное, один из самых очевидных результатов – это решение ФТС России о применении профилей риска или индикативных цен на продукцию легкой промышленности. Это решение, которое позволило повысить конкурентоспособность российских производителей обуви и в конечном итоге привело к повышению объемов ее производства, к улучшению финансового состояния предприятий, производящих обувь.

Наверное, не все в этом механизме совершенно. Видимо, какая–то доработка его должна быть. Возможно привлечение российских отраслевых экспертов в эту работу, вовлечение, повышение открытости, гласности и процесса формирования и утверждения индикативных цен, понимая, что это связано, в первую голову, с обоснованием тех или иных решений.

В рамках межведомственной комиссии принято решение о необходимости безусловного уничтожения всех объемов нелегально ввезенной и незаконно произведенной продукции легкой промышленности на территории Российской Федерации. Понимая, что в этом случае не будет никаких ..., никаких возможностей для того, чтобы легализовать вот такой товар, чтобы его затем в том или ином виде, понимая, что на каких–то льготных условиях можно было вбросить на потребительский рынок.

И надеемся, что все импортеры, которые сегодня работают на территории Российской Федерации, зная вот это решение, понимая, что никакого вовлечения в законный оборот этой продукции не будет, будут вынуждены работать только по законным легальным схемам.

В соответствии с решением межведомственной комиссии, на региональном уровне субъектов Российской Федерации создаются или уже созданы тоже подобные комиссии с аналогичными функциями. Их работа нацелена на борьбу, в первую очередь, с незаконным производством товаров легкой промышленности, но и пресечению каналов нелегального импорта, там, где есть импорт таких товаров.

Один минус, один недостаток в работе комиссии мы уже отмечали. Это, может быть, не очень активная позиция бизнеса, не очень активное их участие в работе межведомственной комиссии, отсутствие каких–то конкретных предложений и конкретных фактов для рассмотрения на комиссии с тем, чтобы эти факты в будущем пресечь.

Поэтому, пользуясь такой уникальной возможностью и широким представителем, я все–таки обращаюсь ко всем участникам сегодняшнего заседания. Вносите, пожалуйста, конкретные предложения в межведомственную комиссию, понимая, что их рассмотрение на таком широком, более широком поле с участием представителей разных органов, федеральных органов исполнительной власти, будет способствовать более быстрому и более эффективному решению тех проблем, которые в этой сфере присутствуют.

И еще одно. В противном случае, в случае отсутствия таких обращений и предложений, создается впечатление, что производители, российские производители, они не заинтересованы в борьбе с этой нелегальной и незаконно произведенной продукцией, и поэтому разговоры о неравной конкуренции не более, чем некая декларация.

В ближайшее время на заседании межведомственной комиссии будет рассмотрен еще один вопрос, это создание системы подтверждения происхождения товаров легкой промышленности. Понимая, что в этом случае должно быть обеспечено стопроцентное подтверждение на самых разных уровнях законностей производства или ввоза этой продукции с тем, чтобы все контролирующие органы, каждый конкретный покупатель мог на любом этапе соприкосновения с этой продукцией проверить подлинность ее происхождения, и в случае, если эта подлинность не подтверждается, отказаться от приобретения этого товара.

После рассмотрения на межведомственной комиссии, в зависимости от результатов, которые будут по рассмотрению, мы либо двинемся на создание каких–то пилотных проектов, либо на создание, может быть, общегосударственной системы подтверждения законности производства происхождения этой продукции.

И одновременно с этими действиями осуществлялась подготовка, разработка стратегии развития легкой промышленности до 2020 года, создавались пилотные проекты в пяти регионах: это в Ивановской, Вологодской, Костромской, Ярославской и Волгоградской областях. Почему? Потому что в перечне поручений это были одни из основных пунктов.

Сначала о стратегии. Проект стратегии разработан был с участием бизнеса, с участием отраслевых союзов ассоциаций, научно–исследовательских и образовательных организаций. Он был согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и рассмотрен на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 1 июня 2009 года. и рассмотрен на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 1 июня 2009 года.

Проект в целом был одобрен. И с учетом высказанных замечаний, пожеланий на заседании Президиума, его в сентябре месяце приказом от 24 сентября Министерство промышленности и торговли успешно утвердило.

Следует отметить, что стратегия разрабатывалась в достаточно сложный период. В это время как раз в полном разгаре был мировой финансовый кризис. Поэтому прогнозы в это время делались самые неуверенные, самые размытые, поэтому, скорее всего, после полной стабилизации ситуации придется возвращаться к тем цифрам, которые есть в стратегии. И, скорее всего, что их нужно будет корректировать.

Теперь о ситуации в отрасли.

Следующий слайд.

У нас отрасль 2007–2008 год работала достаточно успешно, добивалась положительных темпов роста. Но 2009 кризисный год, он, конечно, нанес очень сильный удар по отрасли, по всем без исключения предприятиям. Поэтому в большинстве видов продукции текстильной и легкой промышленности зарегистрировано падение.

Но следует сказать, что, конечно, ситуация, она неоднозначна и по подотраслям, и по предприятиям, по видам продукции. Самое большое падение в текстильной и швейной отраслях – 12 процентов, в производстве кожи, изделий из кожи и обуви только четыре процента. То есть на самом деле уровень падения по подотраслям очень различный.

И надо сказать, что это не худший результат среди других отраслей промышленности в России. По видам продукции показатели тоже отличаются. По некоторым товарным позициям, несмотря на кризис, был даже отмечен рост. Это выпуск нетканых материалов, увеличение в 2,8 раза по сравнению с 2007 годы, обувь на 2,3 процента, обувь детская на 16,4 процента, тюлегардинные изделия на 0,8.

Практически на уровне предыдущего года было обеспечено производство отдельных видов, таких как трикотажные изделия, пальто, полупальто. То есть ситуация, она все–таки не на 100 процентов определялась этим явлением под названием мировой финансовый кризис. Очевидно, что от действий конкретных руководителей коллективов предприятий тоже очень много зависело.

Последние месяцы в завершение 2009 года все–таки можно констатировать, что рост объемов или, точнее сказать, спад объемов прекратился. По отдельным позициям наметился рост объемов производства. И если мы перейдем к 2010 году, то информация достаточно четко фиксирует рост объемов практически по всем основным видам товаров.

Следующие два слайда, четвертый и пятый, они характеризуют состояние заработной платы, состояние с численностью, с высвобождением, изменением численности, и финансовой составляющей. На первом слайде мы видим, что сокращение численности в 2009 году, конечно, произошло, оно очевидно адекватно или близко к адекватному сокращению объемов производства. Но к концу года падение численности тоже прекратилось и в 2010 году, можно сказать, что численность практически стабилизирована.

И, как положительный фактор, отмечу то, что заработная плата при этом ни в 2009–м, ни в 2010–м году, среднемесячная заработная плата, она не сократилась, она увеличивается. Ну, может быть, не в тех объемах, как хотелось бы.

Соответственно рост объемов производства в 2010 году, он все–таки позволяет надеяться и рассчитывать на положительную динамику до конца года, понимая, что социальная составляющая в этом случае будет изменяться в лучшую сторону.

На этом слайде эта доля убыточных предприятий, и вот здесь мы, к сожалению, должны констатировать, что доля убыточных предприятий, она увеличивалась и в 2009 году, и она увеличивалась и в 2010 году. То есть по состоянию на 1 апреля 2010 года этот показатель в текстильном и швейном производстве составил почти 37 процентов, а в производстве кожи и обуви почти 28. То есть на самом деле эти показатели, они говорят о том, что состояние предприятий, несмотря на всякую разную положительную динамику, оно достаточно сложное.

Если перейти к цифрам, которые предусмотрены в самой стратегии.

Следующий слайд шестой (вы его можете видеть, хотя, конечно, и не очень хорошо).

Очевидно, что вот эти кризисные явления, которые затронули отрасль, они не могли как бы не сказаться и на результатах реализации стратегии, поэтому в 2009 году допущено отставание по разным позиция и по разным подотраслям.

В целом по легкой промышленности и по объему отгруженных товаров отставание на самом деле шесть процентов, оно не столь уж и значимое. И на самом деле оно вызвано в основном падением производства в текстильной отрасли.

Два слова скажу о розничном рынке.

Розничный рынок продукции легкой промышленности в 2009 году составил, по оценкам Росстата, около 2 триллионов рублей. Это на самом деле самый значимый рынок среди непродовольственных товаров. Доля продукции легкой промышленности в общем объеме розничной продажи непродовольственных товаров составила в 2009 году 33,1 процента. То есть значимость отрасли, о чем Владимир Александрович сегодня уже сказал, она как бы подтверждается и этими цифрами.

Но единственное, к сожалению, надо констатировать, что, конечно, практически 80 процентов российского рынка продукции легкой промышленности приходится на легальный и нелегальный импорт и неучтенное производство. В итоге, собственно, на российское легальное производство приходится приблизительно 20 процентов объема продаваемых на рынке товаров.

И мы вынуждены констатировать, что структура рынка пока неудовлетворительна, ее изменение происходит, но далеко не так быстро и не так эффективно как бы нам всем хотелось.

И в этой связи, конечно, увеличение доли отечественных товаров, увеличение их присутствия на российском рынке товаров легкой промышленности представляется самой естественно и приоритетной задачей на ближайшую перспективу.

Исходя из тех цифр, которые есть по 2010 году, прогноз достаточно оптимистичный, если не произойдет, с оговоркой, что если не произойдет второй волны финансового кризиса, которую пока еще стопроцентно не исключили, или не случится каких–то других форс–мажорных обстоятельств, отрасль должна, в принципе, обеспечить положительную динамику и выйти на те объемы, которые предусмотрены в стратегии в 2010 году.

На самом деле большие опасения вызывает реализация стратегии в более дальней перспективе. Почему? Потому что достижение вот тех объемов, начиная, наверное, с 2012 года, оно напрямую связано с ходом реализации пилотных проектов в пяти названных субъектах Российской Федерации, а также других инвестиционных проектов в легкой промышленности.

Вот на следующем слайде, на картиночке вы видите информацию по пяти субъектам Российской Федерации.

Если говорить о разработке этих проектов, то да, эти проекты, они разработаны в субъектах Российской Федерации, пять проектов. Все эти пять проектов рассмотрены министерством, четыре из них с натяжкой, можно сказать, одобрены с предложениями по доработке, по усилению функциональной и значимой составляющей. Но реально работа идет только по вологодскому проекту, по части костромского проекта и технопарку по ивановскому проекту. В остальных проектах работа идет гораздо хуже, чем предполагалось. И, конечно, объяснений этому найти тоже достаточно просто, это все тот же мировой финансовый кризис, отсутствие длинных кредитов, более льготных кредитов.

Но надо сказать и следующее, что с учетом сегодняшней наступившей стабилизации на финансовом рынке, на потребительском рынке работа над этими проектами должна быть активизирована.

Государство, в принципе, тоже, не дожидаясь принятия стратегии развития легкой промышленности, оно предпринимало меры для того, чтобы каким–то образом повысить привлекательность инвестиционную, привлечь инвесторов в легкую промышленность.

В этом смысле как бы нужно два момента подчеркнуть.

Изначально или первоначально были отменены ввозные таможенные пошлины на импортное оборудование, не производимое в России. А в 2009 году было отменено взимание НДС по ввозимому оборудованию, аналоги которого в России не производятся.

Сразу оговорюсь, может быть, чтобы предварить некие вопросы. Да, не все оборудование из того, что мы заявляли, попало в этот перечень. Но и министерство в том числе продолжает работу по расширению, уточнению этого перечня или же по организации производства такого оборудования в России.

Честно если говорить, то надо отметить, что таких уж очень конкретных предложений от конкретных инвесторов, которые реализуют какие–то пилотные или не пилотные инвестиционные проекты, до последнего времени практически в министерство не поступало.

Буквально на днях поступило достаточно конкретное обращение по проекту вологодскому и мы сейчас начинаем с этим обращением работу. Будем надеяться, что перечень в этой части, по крайней мере, будет расширен.

Мы работаем по изысканию возможностей для дополнительного привлечения, стимулирования инвесторов. И понятное дело, тех инвесторов в первую очередь, которые создали и реализуют пилотные проекты в отрасли. Есть соответствующее поручение Правительства Российской Федерации на этот счет. Но, к сожалению, опять же надо сказать, что окончательного решения на сегодняшний день не принято. По 2010 году уже очевидно, что этого какого–то дополнительного стимула не появится.

Сейчас мы работаем по бюджету 2011 года, стараемся доказать Министерству финансов и Министерству экономического развития в первую очередь о том, что этот механизм дополнительного какого–то стимулирования инвесторов, он должен быть все–таки принят и реализован в 2011 году.

Министерство в поддержку, может быть, косвенную поддержку инвесторов, работает и по финансированию научно–исследовательских разработок, по их реализации. Если говорить о финансировании, то все–таки несмотря на все кризисные явления, мы видим достаточно положительную динамику и усиление участия в данном случае министерства в сфере легкой промышленности.

Цифры по объемам, они выглядят следующим образом. В 2008 году финансирование отраслевой науки составляло, точнее сказать, не отраслевой науки, я извиняюсь, а научно–исследовательских разработок, потому что это финансирование каких–то конкретных научно–исследовательских работ, оно составляло 16 с половиной миллионов. В 2009 году эта цифра была увеличена до 73,7 миллиона рублей. И в 2010 году она увеличена до 226 миллионов рублей.

Как положительный пример, следует отметить утверждение Минпромторгом России к реализации важнейшего инновационного проекта государственного значения. Он называется "Разработка, освоение и производство инновационных многофункциональных текстильных материалов двойного назначения".

Это достаточно длинный проект, разработка. Она рассчитана на три года. 2010 и 2012 годы, и предусматривает финансирование по совокупности в объеме 640 миллионов рублей. С оговоркой сразу же, что должно быть обеспечено абсолютно адекватное привлечение внебюджетных источников. Поэтому здесь задействованы будут, как отраслевые научно–исследовательские институты, так и конкретные предприятия, представители бизнеса, которые возьмутся за реализацию этого проекта, обеспечат создание и внедрение технологии и оборудования. И в конечном итоге выпуск продукции в тех объемах, в которых этим важнейшим инновационным проектом предусматривается.

На самом деле ведем и другие научно–исследовательские работы в пределах тех объемов, тех сумм, о которых я сказал, понимая, что все эти работы нацелены на получение новых видов сырья, новых видов готовой продукции, на разработку современных инновационных технологий и оборудования и обеспечение интересов смежных отраслей промышленности.

Наверное, буквально два слова еще скажу о двух проблемах, которые еще есть, в надежде, что все–таки сегодняшний участники разовьют эти два направления и более подробно о них договорятся, чтобы не перешагивать регламент.

Первое. Это сырьевая импорта, сырьевая зависимость нашей легкой промышленности. Все–таки доля импорта сырья для легкой промышленности составляет, примерно, 2,2 миллиарда долларов США. Там и хлопок–волокно, там пряжа, там химические нити, там химические штапельные волокна, ткани. И по совокупности это более двух миллиардов долларов. То есть на самом деле работы в плане импортозамещения сырья для легкой промышленности очень много: это и химическая промышленность, это и сельское хозяйство, это и какие–то другие смежные отрасли промышленности.

Но и еще один момент буквально. Это то, что касается подготовки кадров для отраслей. Конечно, мы все понимаем, что без соответствующих кадров реализовать стратегию, обеспечить ее инновационное развитие не представляется возможным, поэтому вот этому направлению уделяется тоже достаточно большое внимание. Но это, конечно, не Министерство промышленности и торговли, это, в первую очередь, Министерство науки и образования. Поэтому, я думаю, что коллеги, присутствующие здесь, более подробно скажут об этом направлении также.

Но и в завершение, предваряя выступление коллег, участников сегодняшнего заседания, я хотел бы  от имени министерства и от всех участников поблагодарить комитет, поблагодарить и лично Владимира Александровича Головнева за предоставление такой площадки для обмена мнениями, понимая, что здесь мы можем и должны услышать абсолютно конкретные предложения от участников с тем, чтобы мы эти предложения попытались реализовать на стадии формирования бюджета 2011 года. Но если не удастся, то в последующем, и во всех других направлениях, понимая, что это и межведомственная комиссия, это и меры таможенно–тарифного урегулирования.

Единственное, я бы хотел коллег призвать, говорить все–таки не об общих, абстрактных каких–то проблемах и направлениях, а об абсолютно конкретных проблемах, интересующих бизнес, о постановке тех задач, которые необходимы для того, чтобы мы любые проблемы, начиная с пилотных проектов и, завершая самым–самым последним, не значимым мероприятием, могли решать более успешно. Спасибо.

Председательствующий. Большое спасибо, Михаил Юрьевич, за достаточно такое емкое выступление. Вы действительно затронули очень много граней, в целом работу отрасли. Единственное, мы тут с коллегами немножко обменялись, все–таки уже вы начали говорить о том, что бизнес не очень активен при работе межведомственной комиссии. Ведь наш Комитет не только по экономической политике, но и по предпринимательству.

Вот я вам докладываю, что в межведомственную комиссию никто из представителей бизнеса не входит. Я знаю, на каком–то этапе Андрей Валентинович входил, но по каким–то причинам был исключен из межведомственной комиссии, наверное, за неспортивное поведение или, за что?

То есть, для того, чтобы (помните, как в этом анекдоте), чтобы выиграть по лотерейному билету, его нужно купить. То же самое и здесь. Для того, чтобы бизнес был более активен, может быть, все–таки кого–то возможно включить в эту межведомственную комиссию. У нас есть очень много достойных представителей отрасли, которые смогут действительно проблемы поднимать не общие, вы сказали, а абсолютно конкретные. Это просьба.

Клинов М.Ю. Владимир Александрович, но я сразу отвечу, чтобы уже не затягивать вопрос. Абсолютно никаких возражений нет. Предложение достаточно интересное, уместное.

Андрея Валентиновича мы не исключали, он не замечен был в каком–то не таком поведении. Поэтому, если кто–то сформулирует количество участников, то готовы будем рассмотреть и предложить руководству министерства. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Вот видите, уже есть положительное... Уже два выступления, а уже положительная динамика. Спасибо большое.

Ну что, я предлагаю слово предоставить председателю Экспертного совета по текстильной и легкой промышленности Государственной Думы нашего комитета – Разбродину Андрею Валентиновичу.

Разбродин А.В. Спасибо.

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Я свой небольшой доклад сегодня решил посвятить очень узкой проблематике – проблематике эффективности государственной поддержки предприятий текстильной и легкой промышленности в форме субсидирования части процентных ставок по кредитам российских кредитных учреждений. И сделать я это решил потому, что в условиях кризиса в этом году впервые за последнее время прозвучала такая фраза, что в условиях общего сокращения и урезания бюджета, эта мера может быть в дальнейшем исключена и мы можем с вами лишиться одной из самых на сегодняшний день действенных, наиболее работающих, и той меры, которая, в принципе, может в дальнейшем иметь, будем говорить, свое развитие. Это мера, которая не только в России, но и во многих странах, аналогично характера мера, показала себя, как, скажем, наиболее разумная мера.

Поэтому я вкратце хотел бы, не возвращаясь к сложностям кризиса, к тому, что отрасль наша весьма инновационная, и я не хочу это обосновывать. Здесь все сидят профессионалы, и все достаточно хорошо это понимают.

Поэтому я постараюсь коснуться тех преимуществ и того позитива, который сегодня дает эта мера государственной поддержки, коснуться некоторых моментов, которые бы хотелось, как это говорилось, расширить и углубить и кое–какие в конце небольшие свои дополнительные предложения от нашего комитета, которые мы обсуждали.

Поэтому всем понятно, что в условиях кризиса и вообще в тех условиях, в которых находится сегодня легкая и текстильная отрасль, одна из основных проблем – это дефицит оборотных средств, необходимых предприятию для создания и поддержания переходящих товарно–материальных запасов, обеспечивающих бесперебойную работу предприятий.

Каждый операционный цикл приносит прирост, добавленную стоимость. Чем больше размер оборотного капитала, тем выше прирост. Размер оборотного капитала увеличивается за счет реинвестирования, полученного прироста прибыли и при помощи кредитных средств.

В ряду антикризисных мер для поддержки предприятий текстильной и легкой промышленности Правительство Российской Федерации предоставляет субсидии из средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Эта мера, безусловно, полезная, и как всякая косвенная поддержка, эффективная.

Можно считать, что таким образом одновременно поддерживается легкая промышленность и банковский сектор, и делается это на понятных и  рациональных условиях.

Субсидии, предоставляемые организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат, на уплату процентов по кредитам, делятся на кредиты пополняемых оборотных средств и инвестиционные кредиты. Объем кредитов пополняемых оборотных средств в 2009 году составил 320 миллионов рублей, а инвестиционных кредитов 150 миллионов рублей.

Предоставление субсидий осуществляется в размере двух третей ставки рефинансирования учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

За прошлый год субсидиями воспользовалось 117 предприятий, что привело к увеличению оборотных средств предприятий на общую сумму 348 миллионов рублей. И в значительной степени дало возможность многим предприятиям отрасли отстабилизировать свое положение в период кризиса.

По скромным подсчетам один рубль, предоставленный из федерального бюджета, возвращается государству в размере пяти рублей в качестве налоговых поступлений. Мультипликативный эффект от данной формы государственной поддержки заключается в стимулировании банковского сектора в направлении обрабатывающей промышленности, что положительно сказывается на обоих секторах.

Мы внимательно изучили расчеты и опыт различных отраслей и территорий по применению компенсационных мер, сравниваемых по своей сути и размерам с применяемыми в легкой и текстильной отрасли. И в целом согласны с основными выводами, высказываемыми в аналитических работах, в особенности в работе Михалева и Шулиметова, есть такая очень интересная работа, "Оценка эффективности применения механизма субсидирования процентных ставок, как формы государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий Красноярского края". Это очень подробная и очень счетная и достаточно интересная работа.

Поэтому, солидаризуясь с их выводами, хотелось бы остановиться на основных преимуществах и некоторых недостатках данного механизма господдержки.

Первое. Государственное стимулирование развития экономики путем субсидирования части процентной ставки за пользование кредитами, способствует увеличению налогооблагаемой базы предприятий, созданию рабочих мест, улучшению социально–экономического положения на местах, в целом большей диверсификации экономики.

Второе. Данная форма господдержки в ходе ее реализации позволяет обеспечить финансовую прозрачность предприятий, контроль за которыми одновременно ведется и кредитными организациями, и часто администрациями на местах. При этом отсутствует риск потери бюджетных средств, которые присутствуют в других видах финансирования из–за отсутствия или слабой проработки процедур, а также снижается риск нецелевого использования.

Применение данного механизм позволяет снизить текущие расходы бюджета. При этом для предприятий создаются условия близкие к бюджетному кредитованию.

Сравнительно небольшими средствами государство обеспечивает привлечения в отрасль существенных кредитных ресурсов. При использовании данного механизма банковские кредиты получаются более дешевыми.

И к примеру, в 2009 году, если средневзвешенная ставка у некоторых фирм составляла 15,2 процента годовых, то бюджетное субсидирование позволяло удешевить кредит в пределах от 7 до 9 процентов годовых.

В результате сравнение данной цифры с уровнем годовой инфляции становится ясным, что реально предприятие возвращает банку менее того, что получает.

Данный механизм использования бюджетных средств исключает некомпетентный подход, поскольку решение аккредитования принимает банк на основании профессиональных оценок финансового состояния заемщика. В результате государственная помощь может оказываться только финансово устойчивым предприятиям, стабильно работающим в сложных экономических условиях. Именно эти предприятия за счет размещаемых кредитных ресурсов способны обеспечить прирост производственных мощностей и налоговых платежей, создать новые рабочие места и обеспечить дополнительные налоговые поступления в бюджет.

Ну можно еще приводить преимущества этого дела, но в принципе это основные, я бы хотел сказать, что исходя из вышесказанного как бы абсолютно понятно, что это нужно, данную меру требуется не сокращать, а наоборот развивать, и как в направлении увеличения данных статей в бюджете, так и в направлении совершенствования правил предоставления.

Ну вот, например, в правилах, устанавливающих порядок предоставления субсидий оговаривается, что возмещение части затрат по кредитам, полученным на осуществление сезонных закупок сырья и материалов для производства ТНП, производится только по кредитам, срок действия которых не превышает один календарный год. Это не совсем понятно, и не очень, на мой взгляд, объяснимо, почему, собственно, срок кредита должен быть ограничен одним годом? Кредит берется на усиление платежеспособности предприятия при реализации определенного производственного цикла, который может не совпадать с календарным годом. И даже при сезонной ограниченности периода закупок сырья и материалов процесс обслуживания кредита и выполнение обязательств по кредитному договору может распространяться на период, согласованный кредитором и заемщиком, и соответствующий интересам обеих сторон.

В то время как экономисты, политики и монетарные власти требуют за увеличение в экономике страны фактора длинных денег, указанные правила понуждают предприятия текстильной и легкой промышленности к увеличению краткосрочных кредитов сроком до одного года в своем кредитном портфеле, а соответственно к росту затрат по обслуживанию и получению такого рода кредитов.

Риски нарушения пропорций между погашением кредитных средств и среднемесячной выручке, снижение значения коэффициента текущей ликвидности, заметно охладят готовность банков кредитовать предприятия текстильной и легкой промышленности сроком на один год.

Наши предприятия, конечно, как известно, и так не страдают от чрезмерного внимания кредитных учреждений.

Кроме того, сегодня и сами банки предпочитают выдавать кредиты сроком на полтора–два года, которые улучшают их отчетные показатели, особенно в формате МФО.

Ну кроме всего прочего в двух словах хотелось бы коснуться еще одной формы тоже поддержки, кредитной поддержки отрасли, это развитие лизинга. И в связи с этим считаем крайне целесообразным в случае возможности увеличения в дальнейшем статей в бюджете по, субсидированных статей в бюджете, распространить правила погашения части процентной ставки кредита на погашение процентов по лизинговым операциям, а также с целью развития именно лизинга в отрасли рассмотреть и придание ему конкурентности, по сравнению с обычными кредитами, субсидируемыми из бюджета, считали бы очень целесообразным рассмотреть возможность создания некой структуры с государственным участием, типа Рослегпромлизинг по типу Росагролизинга. По нашему мнению, это позволит значительно повысить интерес к лизингу, ускорить процесс модернизации и привлечет большое количество дополнительных инвесторов, а также распространит действующие механизмы и процедуры прямого государственного финансирования легкой и текстильной отрасли.

Спасибо за внимание.

Поэтому я последнее, что хотел сказать, что мы просили бы в рекомендации по сегодняшнему нашему собранию включить вот эти наши предложения. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Андрей Валентинович. Все предложения и исполнительная власть, и законодательная, и представители регионов, и конечно, представители бизнеса, все будут включены в материалы, просто мы осознанно пошли по пути, чтобы не раздавать эти документы сейчас, потому что мы очень надеемся на то, что будет высказано большое количество каких–то новых идей, и соответственно все желающие, там, в течение, там, недели, все это будет подготовлено, все материалы, все рекомендации, все мы получим.

Переходим к следующему выступающему. Я хотел бы слово предоставить президенту Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, председателю отраслевого комитета Торгово–промышленной палаты Борису Михайловичу Фомину. Пожалуйста.

Фомин Б.М. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые коллеги.

Бизнес–сообщество текстильной и легкой промышленности надеется на серьезную поддержку отрасли со стороны законодателей. Этим вызван большой интерес бизнеса к сегодняшним парламентским слушаниям.

Несмотря на определенное оживление в работе предприятий, положительные темпы в текущем году, положение отрасли остается неоднозначным. По–видимому, в текстильном и швейном производстве в 2010 году не удастся выйти на уровень, запланированный в стратегии развития. Особенно беспокоит потеря набранных в 2007 и 2008 годах темпов модернизации производства, государственная поддержка предприятий помогла, хоть и с большими потерями, пережить кризис. Но если объемы поддержки сохранятся на том же уровне, как сейчас, как показывают расчеты, к 2020 году присутствие наших товаров на российском рынке может снизиться до 11 процентов вместо 50, которые запланированы по стратегии. Это ниже даже цифры стратегии по инерционному развитию, варианту развития отрасли.

Для того чтобы обеспечить инновационное развитие, необходимо выработать такие экономические механизмы, а лучше использовать уже зарекомендовавший себя мировой опыт привлечения в отрасль и освоения инвестиций в объеме 14–15 миллиардов рублей ежегодно.

Справочно можно назвать цифру, в 2008 году мы привлекли 11,4 миллиарда рублей, в 2009 году – 4,8 миллиарда рублей, и это без малого бизнеса, а расчетно всего около семи миллиардов рублей в 2009 году.

Установленный бюджетом 2010 года объем субсидий по кредитам на техперевооружение, 200 миллионов рублей, позволит привлечь к поставке и рефинансированию 7,75 процента, лишь 3,9 миллиарда рублей.

Поэтому для обеспечения потребности в инвестициях мы предлагаем, о чем уже Андрей Валентинович говорил, образовать отраслевую государственную лизинговую компанию Рослегпромлизинг с участием государственного капитала. Правда, это тоже бюджет, но тем не менее  такая структура необходима.

Второй момент. Создать условия для организации производства современного технологического оборудования для отрасли, начиная, может быть, с отверточной сборки станков и машин ведущих мировых машиностроительных фирм.

Я уже приводил на пресс–конференции, которая прошла 22 июня этого года пример "Эрликона", в котором доля, будем говорить, российского бизнесмена Вексельберга составляет около 40 процентов, ну и субсидирование, естественно, использовать для покупки новых станков и машин, как это делается в автомобилестроении.

Безусловно, определяющим фактором конкурентоспособности продукции является технический и технологический уровень ее производства, но не менее важную роль играет и сырьевое обеспечение, как по количеству, так и по качеству.

Михаил Юрьевич называл сегодня цифру импортозависимости сырьевой, значит, 2,2 миллиарда долларов, это большущая цифра, которая, значит, используется для покупки сырьевых ресурсов за рубежом. Главным образом из–за недостатка высококачественного сырья в 2008 году по данному обследованию статистических органов, инновационной продукции произведено и отгружено по текстильному и швейному производству всего лишь 1,7 процента от общего объема, а по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви 1,3 процента.

В то же время, как по экспертным оценкам, сегодня промышленность обновила мощности на 30–32 процента на основе современного импортного оборудования, позволяющего производить такую продукцию. Мы видим, что конкурентное преимущество товаров текстильной и легкой промышленности формируются в тех странах, где активно развивается собственная сырьевая база: Китая, Южная Корея, Турция, Индия, Бразилия. Россия сегодня стала зависимой от мирового рынка текстильного сырья.

Хлопок. Понятно, климатические условия. Хотя 70 лет назад его возделывали в южных районах Российской Федерации и имели неплохой урожай. Энтузиасты и сегодня ведут работу по селекции новых сортов для выращивания на территории России, в частности: в Астраханской области, Дагестане, Калмыкии, Ставропольском крае. Разработана была в свое время Федеральная программа "Хлопок России". Стоимость ее 2 миллиарда долларов было в 200 году где–то. Она лежит "на полке", но она есть, и создан сегодня специальный проект "Белое золото", первые результаты которого уже есть. Этим проектом предусмотрено довести посевные площади хлопка до 500 гектар и получить полторы тысячи тонны хлопка–сырца. Пока же мы вынуждены ввозить 100 процентов хлопка–волокна к нашей потребности.

Вынуждены также ввозить 50 процентов шерсти и 30 процентов льна, хотя лен всегда был исконно российским сырьем.

Мы не занимаемся развитием пород овец, обеспечивающих производство высококачественной мериносовой и коз... шерстью. Поэтому даже для выполнения госзаказа по шерстяным тканям предприятия не имеют необходимого отечественного сырья.

Что касается льноволокна. Есть программа "Развитие льноводства в рамках программы "Развитие сельского хозяйства". В промышленности начали формироваться текстильные кластеры. Но эти меры пока не состыкованы и, конечно, постоянно будут возникать диспропорции в производстве и переработке льна, разногласия по качественным параметрам.

Текстильщики сегодня вынуждены завозить высокономерное льноволокно из Европы, которое раньше сама импортировала льносырье из  России. Нужна единая программа развития льняного комплекса России и подкрепленная организациями и необходимого финансирования институтами развития.

Сегодня получается диспропорция. Селянам выделяются колоссальные деньги на развитие, но это относительно колоссальные деньги на развитие льноводства. Нам же только на субсидирование процентных ставок по кредитам.

В мировом балансе текстильного сырья 58 процентов занимают химические волокна и нити, то есть, сырье промышленного производства, объем и выпуска которого и ценовые параметры не зависят от природных факторов. В США и Японии в балансе сырья химии свыше 70 процентов. У нас, по оценке ЦНИГБИ, 25–28 процентов. Весь мир использует в основном полиэфирные волокна и нити, без применения которых невозможно производство современной текстильной продукции, в том числе и технического, и специального назначения, а также по Гособоронзаказу.

По данным Института искусственных и синтетических волокон города Твери, отечественное производство в 2008 году составило 6,7 тысяч тонн полиэфирных нитей для бытового ассортимента текстильных изделий и 30,5 тысяч тонн вторичного полиэфирного волокна, попросту говоря, из бутылок для изготовления нетканых материалов. Это практически ничто при потребности для выпуска тканей 196 тысяч тонн в 2008 году.

Даже со вторичными ресурсами в среднем на одного жителя России выпуск полиэфирных волокон и нитей в год составляет 200 грамм, тогда как в мире производится 4 килограмма на человека, в Китае 10 килограмм на человека, в Республике Корея, Таиланде, Малайзии – 100 килограмм на человека.

Мощности по производству полиэфирных волокон и нитей остались у нас в Белоруссии. Сегодня предприятия этой страны, перерабатывая российскую нефть, продают нашим предприятиям синтетическое и текстильное сырье по ценам в 1,5–2 раза выше цен внутренней поставки. В этих условиях российские производители текстильной продукции не могут конкурировать с белорусскими производителями, имеющими свободный доступ на наш рынок.

По оценкам специалистов, для того чтобы вывести текстильную промышленность на конкурентоспособный уровень по ассортименту и качеству продукции, необходимо довести объемы переработки полиэфирных волокон и нити в готовые изделия до 250–260 тысяч тонн ежегодно.

Стратегией развития химической промышленности России на период до 2015 года предусмотрен прирост мощностей по выпуску полиэфирных волокон на 140 тысяч тонн, что крайне недостаточно.

В настоящее время в рамках разрабатываемого текстильного кластера Ивановской области намечается создание мощностей по производству полиэфирных волокон и нити в этом регионе. По вопросу производства сырья для их выпуска заключено соглашение правительства Ивановской области с правительством Республики Татарстан, имеются также соответствующие договоренности с правительством Ханты–Мансийского автономного округа (Югра).

Определенный интерес к реализации данного проекта проявляется со стороны бизнеса Китая и Японии. И представители бизнес–сообществ этих стран посетили Ивановскую область и выразили готовность к сотрудничеству. Намечается такая же поездка и в Татарстан.

Кроме того, Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности полагает необходимым ускорить завершение строительства полиэфирного комплекса "Полиэф" или "Полиэфир" в городе Благовещенск Республики Башкортостан для производства волокна и нити. Сегодня там производится бутылочный полиэфир, но мощности на 200 тысяч тонн полиэфира имеются.

Российская Федерация располагает возможностями не только обеспечить внутреннее потребление в полиэфирном текстильном сырье, но и занять соответствующее место в нише мирового рынка.

В этих целях полагаем необходимым разработать соответствующую государственную программу по глубокой переработке нефти, предусмотрев создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и реализации проектов нефтехимической и текстильной промышленности Российской Федерации.

Представляется также целесообразным привести в соответствие все ведомственные стратегии и программы, обеспечив производство необходимых для отрасли сырьевых ресурсов.

Создание современной отечественной сырьевой базы под потребности текстильной и легкой промышленности может стать своего рода локомотивом для развития как химического комплекса, так и сельского хозяйства, обеспечивая при этом занятость населения.

В заключение хотелось бы выразить благодарность нашим депутатам за организацию сегодняшних парламентских слушаний.

Я бы на этом как бы закончил.

Спасибо за внимание.

Но у меня есть два таких момента, которые я хотел бы тоже озвучить.

Нужна все–таки промышленная перепись тех мощностей или инвентаризация мощностей, которые существуют на сегодняшний день в Российской Федерации.

Поэтому, вот создавая стратегию, и реализуя ее сегодня, наверное, нужно сделать вот акцент на то, что же мы имеем фактически, и уже, исходя из факта имеющихся мощностей, продолжать реализацию этой стратегии, и внести в нее соответствующие поправки.

Теперь межотраслевой планирование или развитие. Я уже называл: село, хлопок, предположим, лен, шесть, кожа, мех, о чем будет Нелли Николаевна говорить. Все увязано должно быть. Что производит сельское хозяйство, и как мы должны все это переработать, не отдавая на экспорт за бесценок. Пока вот этой работе мы уделяем очень мало внимания.

Дальше. Химические волокна и нити, красители и ТВВ, химия, и опять же наша стратегия, должны быть увязаны и машиностроение, оборудование. Сегодня, к сожалению, оборудования нет, но я думаю, что при известных усилиях оборудование может появиться и отечественное и с поправкой на то, что оно собрано и произведено в Российской Федерации путем кооперации с другими иностранными фирмами, которые на этом "собаку съели".

И потребители – это люди, техника. И в этом плане у нас сегодня отсутствует на парламентских слушаниях один из, будем говорить так, блоков нашей совместной работы, это дизайнеры. Об этом тоже надо не забывать говорить. Они все говорят о том, что из вашего текстиля произвести известный брендовый товар просто невозможно. И все время обращают внимание туда, на Запад. И это действительно так. Мы продукцией для производства, вернее, хай–класса продукцией пока похвалиться не можем. В этом плане нужно нам делать тоже определенную, наверное, поправку. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо большое, Борис Михайлович.

Вы в своем выступлении упомянули Республику Татарстан, поэтому, наверное, как обстоят дела в регионах – я бы хотел предоставить слово Федоровой Татьяне Алексеевне – это Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.

Федорова Т.А. Добрый день, уважаемые участники сегодняшнего заседания!

Тема, наверное, поднята актуальная, мы ее не раз уже обсуждали на различных совещаниях. Наверное, меньше всего кризис затронул именно отрасль легкой промышленности, по крайней мере, у нас в республике. Если у нас машиностроительный комплекс упал на 47 процентов, транспорт упал на 32 процента, отрасль легкая только на четыре процента. Это кризисный год, который был, прошлый год.

И сегодня отрасль дает темпы роста в текстиле на 63 процента, в коже дает на 26 процентов. На текстиле тут вполне понятная причина, то, что в 2009 году запущен был большой завод по техническому текстилю, который дает сегодня большие мощности, объемы в особой экономической зоне. Как раз то, что сказал Борис Михайлович, это как раз разработка, общая новая техническая разработка, которая позволяет использовать широкий спектр высокотехнологичных полимерных материалов. И изделия, которые делаются совершенно в различных отраслях. 1,1 миллиарда рублей было вложено инвестиций именно в запуск этого завода, который позволяет сегодня ... технологии получить высокую продукцию высокой добавленной стоимость.

 Я не буду говорить о всех тех причинах, которые уже озвучили до меня здесь. Я, наверное, скажу, что делаем мы в республике и что мы хотим сделать вместе, потому что это невозможно сделать только на уровне одного региона, который позволит нам с вами каким–то образом уровнять те условия, в которых работают сегодня предприятия текстильной и легкой промышленности.

Первое, что хотелось бы сказать. На сегодняшний день у нас в рамках частно–государственного партнерства работают лизинговые компании малого бизнеса, которые имеют срок до семи лет, которые предоставляют лизинговый кредит до семи процентов. Предоставляется также государственным некоммерческим фондам под инвестиции субсидирование процентных ставок 2,3 процентной ставки.

На конкурсной основе субъектам малого бизнеса предоставляются гранты до одного миллиона рублей на развитие нового производства. Наверное, то, что это второй год подряд идет, на сегодняшний день, если численность была девять тысяч в легкой промышленности, сегодня у нас уже на тысячу идет рост именно в малом бизнесе численности, работающей в легкой промышленности.

Кроме того, в республике разработан пошаговый план по внутриреспубликанской кооперации, мы его так называем. То есть работает электронно–товарная биржа информационной системы, на которую может зайти любое предприятие и из России работать. То есть промышленные предприятия не имеют право закупать продукцию без конкурсной основы, без электронно–товарной биржи, она у нас работает в республике, она работает как для республики, так и для России. В то же время предприятия формируют в режиме онлайн свои прайс–листы, формируют свои заявки, могут сами закупать и также продавать свою продукцию.

Кроме того, у нас поставлена задача была по межкооперационным связям совместно с Минобразованием. Мы фактически, 45 процентов школьников у нас носят единую школьную форму в Республике Татарстан.

На сегодняшний день это на добровольной основе. Мы знаем, есть закон "Об образовании", который не позволяет этого делать. Это делают сами школы у нас. И у нас объем продаж по легкой промышленности в кризисный период вырос на 22 процента. На сегодняшний день нам осталось из 860 тысяч школьников, которые из трех миллионов жителей республики, одеть осталось 220 тысяч школьников. Остальные уже одеты и носят школьную форму. Это задача, которая была поставлена в рамках развития именно предприятия легкой промышленности.

Это те небольшие сдвиги, которые есть. Но на сегодня мы давайте не будем далеко заходить, мы входим в единое таможенное пространство с Казахстаном и с Белоруссией. Мы коротко посмотрели, срез сделали по Казахстану и по нам. Налоговая совокупная нагрузка к валовому внутреннему продукту у них значительно ниже, чем у нас: НДС у них 12, у нас 18; НДФЛ – 10, у нас 13; налог на прибыль – 15, у нас 20; социальный налог у них 21, у нас сегодня 26, будет 34 с 1 января 2011 года. Вот эти условия на будущее, в которые попадают наши предприятия. 

У нас есть предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения. Это малый бизнес. Вы его тоже хорошо знаете, в Налоговом кодексе это прописано. У нас из трехсот субъектов хозяйствующих, работающих на рынке, 15 процентов предприятия крупные и средние, но они дают в объеме производства легкой промышленности, вот я вам говорю эти цифры, 74 процента объема промышленного производства. Не малый и не средний бизнес, а крупные и средние предприятия. Вот чувствуете вот эту разницу немножечко, да?

Почему я это сделала? Мы провели срез, налоговики, не мы, мы просто взяли эти данные, по налоговой нагрузке в первом квартале 2010 года отраслей экономики, и в целом, если по обрабатывающему производству налоговая нагрузка составляет 4,6 процента, в производстве автомобилей – 4 процента, в химическом производстве 2,8 процента, в текстильном и швейном налоговая нагрузка составляет 25,7 процента, за счет чего это получалось, казалось бы, все в едином пространстве.

Давайте откровенно говорить, наши предприятия, основная масса, 95 процентов, работают на внутренний потребительский рынок, а химия и автомобилестроение, основная масса работает на экспорт. И за счет возврата НДС у них налоговая нагрузка намного ниже получается, они получают из бюджета больше денег, чем наши предприятия текстильной и легкой промышленности. Никто никогда этот срез не проводил и не подумал, кто больше несет налоговую нагрузку.

Оказывается, самая большая налоговая нагрузка попадает как раз на наши предприятия текстильной и легкой промышленности. А с учетом увеличения с 1 января страховых взносов она еще больше увеличится, потому что химическая промышленность, автомобилестроение, это более ... рабочие места, по сравнению с легкой промышленностью. Возьмите текстиль, возьмите швею, возьмите кожу, возьмите обувь, это самые многочисленные рабочие места, которые на сегодняшний день существуют. Поэтому кто больше будет платить налоговую нагрузку по социальному налогу, естественно, предприятия текстильной и легкой промышленности.

И вот с учетом всего этого, когда мы вот эту раскладку всю сделали, потому что наш союз предпринимателей очень активно по этому вопросу начал работать, и если не принять конкретных реальных мер по поддержке отрасли, то я думаю в 2011 году мы не стратегию будем с вами разрабатывать, а мы будем с вами, будем как выживать с учетом тех налоговых нагрузок и в том конкурентном непреимущественном поле, в котором окажутся наши предприятия, если мы в 2011 году войдем в единый таможенный союз.

Поэтому в условиях модернизации налоговая система, мы считаем, должна быть таковой, чтобы стимулировать развитие новых высокотехнологичных производств. Нужно, чтобы предприятия не уходили в тень, а вышли наоборот из тени, и работали ... , потому что когда мы сделали срез потребительского рынка, у нас 21 процент, я говорю по республике, 21 процент у нас это продукция отечественного товаропроизводителя, не республиканских, а в целом я беру российских, 24 процента – это официальные, кто по импорту работает, остальное – теневой бизнес и контрафакт, который поступает в Республику Татарстан.

Когда закрыли Черкизовский рынок, у нас фуры стояли у постов ГИБДД, которые не пропускали, они фурами стояли, не знали, куда деть свою продукцию, потому что из "Черкизона" весь рынок пошел к нам. Вот такая была ситуация. Такая ситуация может возникнуть и дальше, когда будет единое таможенное пространство, и в Казахстане выгоднее будет открыть производство и создать рабочие места, а значит и налоги уйдут туда, но не выгодно будет создавать рабочие места у нас в России. Наша задача: именно создать здесь рабочие места. Давайте откровенно говорить, модернизация экономики, о которой сегодня ставит правительство, и правильно они ставят, это повышение производительности труда в несколько раз, а соответственно и высвобождение рабочих мест. Рабочие места могут занять в этом случае предприятия именно легкой промышленности, они его дополнительно создадут, а значит и дополнительные налоги пойдут в бюджет республики.

Вот с учетом этого, я не буду говорить, вы знаете, что мы проводили у себя эксперимент о том, чтобы предприятия могли работать без налогов. Потеря была бюджета 0,13–0,16 процента два года подряд. Зато предприятия за счет этого смогли в техническое перевооружение вложить более 150 миллионов рублей, это еще по тем временам.

На сегодняшний день, если мы сейчас изменим систему налогообложения для крупных предприятий, то предприятия не будут прятать эти налоги по упрощенной системе налогообложения, они вложат эти освободившиеся средства в техническое перевооружение предприятий. Очень легко и просто это отследить, потому что в отчете, который существует, есть отчет – средства, направленные на техническое перевооружение, на модернизацию производства, на инновации, на НИОКР. И отсюда можно, если растет доля у предприятий именно в росте, значит освободившиеся налоги пошли на развитие промышленности, на развитие текстильной и легкой промышленности.

Поэтому те расчеты, которые мы предоставляли, и в Минпромторг, мы представляли и в Росмех. Почему в Росмех? Потому что у нас меховая отрасль занимает где–то около 40 процентов в объеме промышленного производства. Это одно из крупнейших у нас предприятий меховой отрасли, это мировые лидеры по высокотехнологической инновации. Инновации, разработанные меховой отраслью, у нас составили 17,4 процента это по тому периоду.

Поэтому мы предлагаем один только вопрос – переход предприятий текстильной и легкой промышленности на упрощенную систему налогообложения, так же, как и предприятия малого бизнеса, независимо от объемов производства и независимо от численности, которая есть. Это позволит предприятиям направить средства на техническое перевооружение, на модернизацию, на обновление тех основных средств. Модернизация, что ставит основным вопросом? Это модернизация своего производства и обновление основных средств не менее 30–40 процентов в год. Вот тогда отрасль действительно может дать отдачу.  А если просто малыми средствами только заниматься, к сожалению, отрасль не будет давать.

Продолжение

Просмотров: 1882
«« Предыдущий Все анонсы 1 «« 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 Следующий »»
© RIA Moda 2010-2019 Подписаться на RSS        О проекте / Контакты / Карта сайта / О сайте